Некоторым, жалующимся на беспокойство от людей, бесов, страстей и так далее, так отвечал святой Севастиан Карагандинский
Наставления духовных подвижников-исповедников, воспоминания очевидцев и исторические факты о духовных движениях Русской Православной Церкви стали предметом обсуждения Рязанской общины Свято-Михайловского братства в рамках Дня памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Вновь и вновь в наших сердцах обновляется память о жертвах политических репрессий, невинно пострадавших от рук безбожников. Но даже тот сгусток зла не смог закрыть собой свет веры и любви преданных Богу людей. Этот свет распространялся на всех и рос как семя на плодовитой почве.
Доклады и обсуждения были посвящены Александро-Невскому братству в Петрограде, Рязанским братствам и их подвигу противостояния безбожной власти в Рязанской епархии, опыту жизни общины святого Севастиана Карагандинского.
Всегда поражает контраст между бесчинством и благородством, явленный в наиболее трагические периоды истории России. Удивляет духовная сила, проявлявшаяся в людях тогда, когда, казалось бы, и не может быть никаких моральных и физических сил.
Так, изначально не обладающий здоровьем, достаточным для перенесения лагерных лишений, св. Севастиан Карагандинский никогда не прекращал поста и молитв, помогал заключённым. И хотя его небольшая монашеская община родилась ещё до его осуждения, благодаря чуткости к Божьей воле, любви к людям и желанию служить, она стала умножаться после того как братчики приняли решение остаться на всю жизнь в Караганде среди «хлебнувших» горя людей. Опыт участия в этой общине стал мощным заделом в духовной жизни и служении такого известного подвижника как о. Павел Адельгейм.
Независимо от внешних условий братья и сестры Александра-Невского братства в Петрограде жили так, как когда-то писал епископ Иннокентий (Тихонов): «Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно и есть жизнь церкви в Церкви, Которая не есть какое-то внешнее учреждение, но напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе». Братству удалось, пусть на время, отстоять монастырь и не дать власти отобрать его у верующих. Это был один из редчайших случаев в советской истории.
В Рязани в 20-е годы прошлого столетия также велась активная борьба за сохранение церкви от разорения и расколов. Рязанский епископ Борис (Соколов) боровшийся против обновленчества, подчеркивал: «у нас не как у обновленцев - священников не сверху назначают, а выбирают всем народом...», «в нынешние времена мужик взял ответственность за церковь в отличие от нашего духовенства, подавшегося в ряды обновленцев».
Тогда как и сейчас актуален вопрос о соборности Церкви как о собирании духовных сил. Ведь благодаря этому Церкви удалось выстоять в духовной брани «не против плоти и крови...» и сохраниться до нынешних дней. Опыт новомучеников и исповедников Российских даёт нам понять то, что ответственность за возрождение церкви лежит на всех ее членах, а не только священнослужителях, епархиальных и приходских работниках.