На встречу 1 августа – в день его рождения – собрались самые разные люди – те, кто знал его лично, и те, кто о нем услышал впервые. Вечер был задуман таким образом, чтобы сам о. Павел через прочитанные цитаты из его блога и стихи рассказывал о своих духовных учителях, свидетельствовал об исповеднической жизни. Прозвучало живое слово отца Павла – фрагмент его последней проповеди, произнесенной 3 августа в храме Жен Мироносиц города Пскова незадолго до его мученической кончины.
Из автобиографии отца Павла гости узнали о том, что его дед и отец были репрессированы и расстреляны советской властью. Мать также была арестована и осуждена на несколько лет лагеря. В это время будущий отец Павел был в детдоме. Затем вместе с матерью они оказались на принудительном поселении в Караганде. Там Павел и нашел православную общину старца Севастиана, встреча с которой помогла ему сделать осознанный духовный выбор – принять решение стать священником, что в тот момент означало подвергнуть свою жизнь реальной опасности. На этот выбор повлияло и общение с духовными учителями и наставниками – архиереями, многие из которых в это время находились в ссылке в Ташкентской епархии.
«Это был целый мир исповедников в Ташкенте. Ташкент собрал удивительных людей… при мне служили архиепископы: Ермоген (Голубев), Гавриил (Огородников), епископ Стефан (Никитин), архимандрит Борис (Холчев), Клавдиан (Моденов), Серафим (Суторихин), протоиереи Федор Семененко, Георгий Тревогин, Василий Евдокимов, а какие монахини! – всех не перечесть. Это были исторические фигуры и праведники, в святости многих из них трудно усомниться. Это была духовная аристократия и люди подвига. Каждому слову их можно было верить. В них не было лукавства и корысти. Они отдавали себя Богу и пастве».
Под их влиянием отец Павел сформировался духовно, обрел опыт бескомпромиссного самостояния в борьбе за Церковь: «Самая упорная борьба всей моей жизни была за свободу церкви – светлая, дорогая душе моей идея. Церковное творчество есть высший показатель церковной жизни, ее развития, расцвета. Вне церковной свободы нет ни живой церковной жизни, ни доброго пастырства».
Отец Павел обладал даром пастырства, который питается из одного источника – Сам Христос положил начало этим отношениям: «Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И овцы голос его слышат. И своих овец зовет он по имени. И овцы идут за ним, ибо знают его голос. Исходя из этих отношений, можно правильно понимать смысл подлинного пастырства. Сан зовет к подвигу и ответственности» (из блога отца Павла).
Личный подвиг и ответственность отца Павла выражались в том, что где бы он ни оказывался, он везде собирал церковь: строил и восстанавливал храмы, привлекал людей. «Заброшенные храмы свидетельствуют о духовной опустошенности и культурном одичании людей. Душа народа веками собирает свои духовные ценности, как храм хранит свои святыни. Так происходит становление культуры и национального духа», – писал отец Павел в своем блоге.
Так в Кагане, получив от властей разрешение на частичную замену стен, он вместе с общиной верующих построил новый храм. В одной только Псковской епархии, где о. Павел служил с 1976 года до своей кончины, он восстановил храм Святого Апостола Матфея в деревне Писковичи и храм Святых Жен Мироносиц в Пскове, построил храм Святого Великомученика Пантелиймона на территории Псковской психиатрической больницы в деревне Богданово.
При этом отец Павел хорошо понимал, что главная задача церкви – восстановление человека. Участники вечера делились своим опытом общения с отцом Павлом, как он ценил и уважал каждого, с кем ему доводилось общаться. «Главное в общении – чтобы состоялась встреча человека с человеком, главная задача которой: понять друг друга, стать интересными и нужными друг другу. Если получилось, значит, встреча состоялась. Общение расширяет видение и заостряет внимание к человеку, расположение к человеку и заботу о человеке. Каждый в это включен, и для всех это важно» (из блога отца Павла).
Большой интерес у гостей вечера вызвал мало кому известный факт из жизни отца Павла – его служение в храме города Алуксне (бывшего Мариенбурга) Рижской епархии, куда его пригласил митрополит Леонид (Поляков). После осуждения по статье 190 «Клевета на Советскую власть» и отбывания 3-х лет тюремного заключения в ИТ поселка Кызыл-Тепа отец Павла нигде не принимали. «Объехав десяток епархий, я везде встречал доброе отношение и категорический отказ. Всё упиралось в уполномоченного по делам религий при СМ СССР в соответствующей области», – вспоминал он в блоге. В трудное для церкви время митрополиту Леониду удавалось собирать в епархии подлинных исповедников веры. Так в Спасо-Преображенской пустыни служил духовником архимандрит Таврион (Батозский).
Об этом периоде своей жизни отец Павел записал в своем блоге: «В рижском соборе я впервые услышал чтение Апостола на русском языке. Владыка объяснил, что апостольские послания важно читать по-русски для облегчения понимания смысла: «Ведь мы читаем Священное Писание, чтобы понимать, любить и исполнять Слово Божие».
У отца Павла с владыкой оказалось много общих знакомых, друзей и наставников: отец Никон и отец Нектарий Оптинские, отец Сергий и отец Алексий Мечёвы, отец Борис (Холчев), их маросейские чада. Владыка был в дружеских отношениях с Надеждой Александровной Павлович, с которой отец Павел тоже встречался и переписывался.
Служение в Алуксне отец Павел начал с ремонта и восстановления храма, собирания приходской общины. Там вышел курьезный случай: «Владыка просил меня служить частично на латышском языке. Мне понравилось предложение, и я с жаром начал овладевать чтением Евангелия и служебника по-латышски. Кажется, с латышским языком я переборщил. Владыка сказал мне с улыбкой: «Жалуются на тебя, что много по-латышски служишь. Говорят, что Вы Владыка, нам латыша прислали? Мы ничего не понимаем, у нас в приходе одни русские».
Отец Павел с благодарностью вспоминал, владыку Леонида, который при его переходе в Псковскую епархию снабдил его средствами на покупку дома. Этот дом остается светлой памятью о митр. Леониде и по сей день.
***
После просмотра фильма «Взрастут хлеба так солнечно и щедро» Ольга Борисова – исследователь жизни и служения отца Павла во время его пребывания в Ташкентской епархии – рассказала о личном общении с отцом Павлом, о том, насколько он был честным, мужественным и смелым. Ища правды Божьей, он никогда не кривил душой и не шел против совести. Стояние за свободу церкви было для него делом естественным, он не видел в этом никакого подвига.
За чаем устроители вечера памяти вместе с гостями размышляли над тем, что нам особенно близко в опыте о. Павла – нашего старшего современника. Что в его жизни может нас вдохновлять на пути ученичества у Христа? Многие отмечали его внимательное отношение к людям, дар собирания со Христом, ведь он привлекал самых разных людей. Отмечали его скромность, бескомпромиссную стойкость во всех испытаниях, умение до конца прощать своих гонителей.
Иоанна-Яна Калниня
Фото Светланы Горбуновой