Что усвоено и не усвоено в жизни современной церкви из молитвенного наследия новомучеников и исповедников Российских? На этот и другие вопросы отвечали участники конференции «Богослужение в опыте новомучеников и исповедников Российских», которая прошла 28 октября 2015 г. в г. Екатеринбурге в Храме-на-Крови. Конференцию по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла организовали Екатеринбургская епархия и малое православное Свято-Екатерининское братство.
В приветственном слове к участникам конференции митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл поблагодарил Свято-Екатерининское малое братство за «активную позицию по прославлению памяти новомучеников нашей церкви» и отметил, что для нас важно живое отношение к опыту жизни и служения новомучеников. Для самого владыки Кирилла особенно дорог свт. Афанасий (Сахаров), в день памяти которого и прошла конференция.
– Он был образцом жизни задолго до его канонизации. Владыка Афанасий трепетно относился к богослужению и очень переживал, когда его сокращали. Литургия для него была главным делом жизни, он не мыслил жизни вне литургического общения. И несмотря на все трудности жизни, всегда оставался жизнерадостным человеком. Для меня он – символ русского православного противостояния злу, – сказал владыка Кирилл.
Чувство благодарности Богу и жизненной радости было присуще, по словам владыки, всем тем людям, кто претерпел за веру, и это то, чему мы можем у них учиться.
В своем докладе «Молитва в опыте Новомучеников и исповедников Российских» бакалавр богословия, канд. физ.-мат. наук, преподаватель литургики Свято-Филаретовского православного института (г. Москва) Максим Зельников сделал акцент на том, что исповедники веры, свято храня православные устав и традицию, подходили к ней бережно и творчески, чтобы трудные испытания времени гонений: ссылки, тюрьмы, лагеря не были препоной для личной молитвы и служения литургии. Так, общей чертой литургической практики исповедников в этих условиях докладчик назвал то, что они придавали большое значение живой проповеди Слова Божия на богослужении.
– Проповедь исповедники осознавали своим главным делом. Эти проповеди носили очень личный, пастырский характер и достигали сердца каждого, кто их слышал. Кроме проповеди, важным делом богослужебной практики исповедники веры считали общенародное пение. Таким образом они привлекали весь церковный народ к сознательному и ответственному участию в богослужении, – отметил М.И. Зельников
Об опыте и трудах по восстановлению богослужебной нормы в церкви свт. Афанасия (Сахарова) рассказывала член Свято-Екатерининского малого братства, магистр богословия Евгения Парфенова (г. Екатеринбург). Она привела множество цитат из проповедей и писем святителя, где он вдохновлял и поддерживал верующих:
– Владыка Афанасий, горячо любящий молитву, ревностно совершавший богослужение даже в условиях тюрем и лагерей, всю свою жизнь положивший на исправление церковных книг, понимал, как важно для современной жизни церкви, для верующих – знание и любовь к церковной традиции, возрождение богослужебной нормы в церкви. Он писал: «Теперь, когда остается малое, но предполагается верное стадо людей, горячо желающих жить по руководству Святой Церкви, – вся внутренняя жизнь церковная должна быть возвращена к церковным нормам, к церковному укладу»[1]».
Святитель вел работу по исправлению, уточнению, а также написанию новых богослужебных книг, разъяснял смыслы христианских празднеств, заботился об осмысленном участии мирян в богослужении.
– Такое движение литургического возрождения не носило массового характера. Скорее это был опыт подвижников, сердечно любящих молитву и богослужение, а также богословов, которые специально посвятили жизнь литургическим исследованиям. Свт. Афанасий (Сахаров) внес один из самых серьезных вкладов в дело сохранения и возрождения богослужебной традиции в Русской церкви, – отметила докладчица.
О понимании значения литургического служения в годы гонений на церковь сщмч. Анатолием Жураковским рассказала участникам конференции Ксения Суслова, член Свято-Екатерининского братства, бакалавр богословия (г. Екатеринбург). В частности докладчица обратила внимание на некоторые предложения о. Анатолия в связи с необходимостью реформы литургического канона.
– Понимая всю сложность и глубокие внутренние трудности этого вопроса, он тем не менее ставит его на первое и центральное место в ряду других вопросов о церковных реформах. Он пишет: «Определить свое отношение к нему значит вообще церковно самоопределиться. Все в Церкви связано с богослужением, все реформы имеют своей предпосылкой реформу богослужения, без нее делаются внешними, поверхностными, бездейственными; с другой стороны, все реформы нужны только для того, чтобы до конца реализовалось богослужение в своей мистической силе в жизни, чтобы им исполнилось до краев бытие»[2].
Конечно, опыт жизни, служения и молитвы новомучеников и исповедников Российских довольно широк и разнообразен. Но, будучи едины в борьбе за церковь, они ставили акцент на том главном в литургической традиции, что делает богослужение действенным и живым – проповедь Слова Божьего, единство церковного собрания, братская жизнь, ответственность священства и мирян за веру. И, как сказал в заключительном слове председатель Свято-Екатерининского братства Олег Глаголев, «сводить опыт новомучеников к чему-то одному было бы, безусловно, ошибкой. Важно, что он тогда для нас имеет ценность, когда, во-первых, связан с церковной апостольской традицией, а во-вторых, подтвержден добрыми плодами жизни свидетелей веры».
Хотелось бы надеяться, что то, что сегодня прозвучало на конференции, отзовется живым действием и укреплением веры всех, кто хоть каким-то образом прикоснулся к опыту жизни этих людей. Ведь если мы говорим о них, изучаем их молитвенный опыт, опыт братской жизни, опыт стояния в христианской вере, значит, мы входим в это непростое, но благодатное наследство, когда люди имели мужество исповедовать свою веру и словом, и молитвой, и жизнью, и своей мученической кончиной.
1 Святитель Афанасий (Сахаров). Твой есмь аз: Сб. Писем. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 41.
2 Жураковский Анатолий, свящ. Литургический канон теперь и прежде: К вопросу о церковной реформе. М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2005. С. 59.