1 августа, в день рождения отца Павла Адельгейма, в Пскове вспоминали его духовных учителей. На встречу, которую подготовили члены Воскресенского братства, собралось около восьмидесяти человек.
Встречу вел канд. ист. наук, зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ Константин Петрович Обозный. Он говорил о том, что каждый христианин призван в своей жизни повторить путь своего Учителя – Христа. Этому следованию за Христом мы учимся у своих духовных учителей.
Первого своего наставника отец Павел встретил еще в казахстанской ссылке, в которой он был вместе со своей матерью. Им стал преподобный Севастиан Карагандинский, в общине которого отец Павел обрел первый опыт глубокой молитвы и уже в 13-14 лет принял решение стать священником.
Определяющее влияние на всю дальнейшую жизнь отца Павла Адельгейма оказали его духовные учителя в Ташкентской епархии, где он был рукоположен и начал свое церковное служение. О них сделали небольшие сообщения студенты и выпускники Свято-Филаретовского института.
Андрей Михайлов рассказал об архимандрите Серафиме (Суторихине), члене Александро-Невского братства, который после ареста и освобождения из советских лагерей был приглашен служить в Самарканд митрополитом Гурием (Егоровым). Один из духовных чад отца Серафима вспоминал, что он «совершал службу с большим духовным подъемом, его голубые глаза сияли, они были полны слез…Он любил хоровое пение, сам обучал певчих» и иногда пел вместе с хором. Он «был человеком общительным, эрудированным, с людьми, приходившими к нему, мог говорить на любые темы». Отец Павел Адельгейм вспоминал, что отец Серафим стоял с больными ногами по 5 часов службы утром и вечером, а когда снимал сапоги, то из них вытекала кровь. Основой жизни отца Серафима было каждодневное литургическое служение: если ему приходилось уезжать куда-то, то он так планировал свой день, чтобы обязательно успеть послужить литургию.
Такая же любовь к богослужению была и у священника Павла Адельгейма. «Когда отец Павел совершал богослужение, то было видно, что он предстоит пред Господом Иисусом Христом, и это отличало его от многих других священников. В каждом человеке отец Павел видел образ Божий, старался привлекать свою паству к участию в богослужении, чтобы все пели и молились соборно», - подчеркнул Андрей Михайлов.
Наталья Архипова рассказала о другом наставнике отца Павла - архимандрите Борисе (Холчеве), который был духовником его семьи. Борис Холчев был очень одаренным человеком, всю жизнь учился, занимался самообразованием. Это было самое первое, чему мог научиться у него отец Павел. Известно, что, находясь в заключении, батюшка просил, чтобы ему присылали – не одежду, не еду, а книги. Во время службы отца Бориса (Холчева) в Фергане, куда его так же, как и архим. Серафима (Суторихина), пригласил епископ Гурий (Егоров), открылся проповедческий дар отца Бориса. Это место стало духовным оазисом, местом духовного возрождения церкви. Проповеди отца Бориса, в которых он в доступной форме излагал даже догматическое учение церкви, молодой священник записывал и заучивал наизусть. Такая духовная работа помогла развиться таланту проповедника отца Павла. На вечере прозвучал отрывок из аудиозаписи проповеди архим. Бориса (Холчева), в котором присутствующие смогли услышать такие знакомые интонации отца Павла.
Елена Волкова рассказала о самом, может быть, ярком служителе церкви, о котором написано немало книг, которого прочили после смерти патриарха Алексия в патриархи РПЦ - архиепископе Ермогене (Голубеве). В 1953г. он становится архиепископом Ташкентской епархии, которой и руководит в течение семи лет. Будучи сам хорошо образованным человеком, он собрал вокруг себя просвещенных, умеющих проповедовать и пастырски заботиться о верующих священнослужителей, верных Церкви и Богу исповедников. Отец Павел писал, что для него «годы священства в Средней Азии как бы задали тон на всю оставшуюся жизнь». «Это был целый мир исповедников, - вспоминал он. – Это была духовная аристократия и люди подвига…Они отдавали себя Богу и пастве».
Конец 1950-х – 1960-е гг. были временем обострения церковно-государственных отношений, и вопрос комплектования кадров духовенства полностью перешел в ведение Совета по делам РПЦ. Прежде рукоположения священника его кандидатуру епископ должен был «согласовать» с уполномоченным этого Совета. Но владыка Ермоген не подчинялся этому порядку и сначала рукополагал священника, а затем посылал за регистрацией к уполномоченному. Благодаря проводимой им финансовой политике удалось повысить доходность церквей, улучшить материальное положение священнослужителей и их семей, вкладывать средства в капитальный ремонт и строительство новых церквей, несмотря на то, что строительство церковных зданий в стране было запрещено. В эти годы началась реконструкция Свято-Успенского кафедрального собора Ташкента, явившаяся, по сути, строительством нового храма.
Владыка Ермоген являл для отца Павла пример мужества и стойкости, он был настоящим воином Христа. До конца жизни архиепископ продолжал отстаивать права церкви, проявляя полное отсутствие страха. Дождавшись свержения Хрущева, архиепископ Ермоген (Голубев) обратился в 1965 году с письмом к патриарху Алексию I с просьбой пересмотреть решения Архиерейского "разбойничьего" собора 1961 года, которые поставили священника на уровень наемника общины. Его поддержали 9 епископов Русской Церкви.
Точно так же отец Павел говорил, что нужно ориентироваться на Поместный собор 1917-1918 гг. На нем возрождались основы соборности православной церкви, в жизни которой должны участвовать не только священники и епископы, но и миряне, наученные, ответственные, верные, могущие очень многое сделать в церкви.
Таким образом, в отце Павле мы узнаем черты, которые были присущи его наставнику, владыке Ермогену. Владыка писал письма и в Верховный Совет СССР, и Генеральному прокурору, и в Синод, и патриарху, и местному уполномоченному, потому что он не мог пройти мимо зла, которое творилось внутри церкви. Потому что, если на это не реагировать, то церковь перестанет быть Церковью. И вот именно об этом же говорил отец Павел. Очень многие недоумевали, зачем он пишет книги, статьи, письма, выступает на радио. Последние годы отца Павла были очень трудными. Он боролся за прежний приходской Устав, в котором учитывалось место и для священников, и для мирян. По новому же Уставу в церкви есть только епископы. За эту соборную Церковь боролся протоиерей Павел Адельгейм и принес себя в жертву, как и его учитель, владыка Ермоген.
Во второй половине встречи гости посмотрели фильм Олега Глаголева «Взрастут хлеба так солнечно и щедро»: о начале пастырского служения отца Павла, пришедшегося на годы хрущевского гонения на церковь (конец 50-х – начало 60-х г.г.), о строительстве храма в г. Кагане в Узбекистане (1969г.), повлекшем осуждение священника по антисоветской статье и тюремное заключение.
В конце встречи были представлены книги отца Павла Адельгейма, вышедшие в течение последнего года в издательстве Свято-Филаретовского института, в том числе, книга «Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви» - материалы курса лекций, который отец Павел читал в 2008-2012 гг. в Свято-Филаретовском институте.
Закончился вечер чаепитием. Гости и организаторы встречи смогли пообщаться и задать друг другу вопросы.
Неонилла-Нелли Смирнова, Ольга-Олеся Сидорова
Фото Олега Свечникова