«Нам часто хочется найти в прошлом "точку невозврата", чтобы понять, когда мы окончательно сбились с пути и куда мы должны попробовать вернуться», – сказала ведущая вечера, филолог и историк Юлия Балакшина. После февральских событий 1917 года облик России изменился до неузнаваемости. Как, какими средствами можно передать дух эпохи? Чтобы осмыслить произошедшее со страной и народом век назад, организаторы концерта предложили обратиться к свидетельствам художников, композиторов, писателей, которые донесли до нас глубокую правду о событиях 1917 года.
Роман-хроника Александра Солженицына «Красное колесо» и мемуары Федора Степуна, повести Елизаветы Кузьминой-Караваевой и «Доктор Живаго» Пастернака – фрагменты разных по жанру произведений, звучавшие со сцены, создавали у зрителей объемную картину происходившего в стране сто лет назад. Ее дополняли стихи Марины Цветаевой, Александра Пушкина, произведения Скрябина, Рахманинова, Шостаковича, кинохроника, картины и фото архивных документов.
В концерте приняли участие актриса театра имени Маяковского Зоя Кайдановская, народные артисты России Авангард Леонтьев и Владимир Юматов, заслуженный артист России Алексей Шевченков, актер и режиссер Игорь Ветров, музыканты Государственного струнного квартета имени Глинки, пианист Алексей Набиулин.
Концерт прошел в рамках Акции национального покаяния – инициативы Преображенского братства, возникшей в связи со столетием революционных событий в России. Участники и гости концерта поделились своим отношением к инициативе покаяния. Говорили и о надежде, ведь Акция национального покаяния называется «Имеющие надежду».
«Тема покаяния хорошо заметна в русской культуре начала XX века и в настроениях того времени, в его тревожной ноте, и она созвучна с музыкой Cкрябина, Шостаковича, Рахманинова», – сказал музыкант, лауреат международных конкурсов Алексей Набиулин. – У меня есть надежда, что классическая музыка перестанет быть уделом меньшинства. К сожалению, люди, которые ее любят, становятся маргинальной прослойкой общества, что не может не настораживать».
«Покаяние означает прежде всего осознание вины. Если нет осознания вины, то невозможно и покаяние. Я сомневаюсь, что у нас люди всерьез задумались о вине всех перед историей, перед страной за то, что случилось в преддверии Первой мировой войны и после нее. Хорошо бы нам всем понять, что виноват не кто-то другой, а мы все», – подчеркнул актер Авангард Леонтьев. Говоря о будущем, он поделился своей надеждой: «Я верю, что молодые, в отличие от нашего поколения, будут меньше бояться и больше думать».
«Именно сегодня, в день столетия упразднения монархии, мы должны думать о том, что привело к Октябрю – настоящей губительной и разрушительной для России катастрофе», – прокомментировал событие священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства. По его словам, «тогда в феврале-марте никто не знал, чем все кончится, и эта недальновидность слишком для многих и в обществе, и в церкви, для людей из разных слоев сыграла губительную роль. Люди были не готовы сопротивляться злу». «Во всем новом хотелось видеть добро, а в старом – зло, и в этом была неправда», – сказал он.
«Первое, что должен сделать всякий, особенно церковный человек, которому небезразлично происходящее в нашей стране – признать совершенное зло злом и принести в нем покаяние, независимо от того, причастен ты лично к нему или только наследуешь его страшные последствия и, может быть, сам от них страдаешь, боишься их, не знаешь выхода, растерян, подавлен. Это все последствия этого зла, и значит, всем надо каяться», – добавил отец Георгий Кочетков.
«Этот день трагический для нашей страны», – сказал предводитель Российского и Московского дворянского собрания Олег Щербачев, посетивший концерт-размышление. Покаяние, по его словам, «это серьезный внутренний духовный переворот, осознание и изменение». Однако «требовать покаяния, безусловно, нельзя», – подчеркнул он, – «можно только самому покаяться и побуждать к покаянию, молить Бога, чтобы Он отверз нам двери покаяния».
Он отметил, что концерт представил «палитру разных мнений, разных ощущений, прежде всего тех, кто был непосредственным свидетелем той эпохи». «Складывается впечатление, что к февралю 1917 года наше общество заразилось массовым помешательством. Иного объяснения тому, что наступило такое сумасшествие страны, нет. Как мог пасть такой колосс? Это до конца все равно не будет понятно, но надо пытаться в этом разобраться, чтобы не допустить повторения таких же трагедий», – сказал Олег Щербачев.
«Солженицын писал когда-то от лица своих соотечественников, обращающихся к Западу: «"Чему смеетесь, мерзавцы!" – кричим мы, соскребая кровь и грязь с наших пиджаков». Мне кажется, что кровь въелась не только в наши пиджаки, но и в нашу кожу, забила ее поры и не дает нашей коже дышать. Дело в том, что совершенный грех без покаяния не перестает тяготить не только согрешившего, но и его потомков. Многие понимают покаяние однобоко, представляя лишь картины Тициана, Рубенса с рыдающими людьми. Но покаяние – это в первую очередь ненависть к совершенному злу, к греху, и нежелание этот грех повторять. Очень важна обращенность вовне. Совершенный грех в наше время нельзя искупить слезами или самобичеванием, но его можно искупить активным добром», – поделился своими размышлениями гость вечера Юлий Ильяшенко, профессор математического факультета НИУ ВШЭ.
Концерт-размышление завершил священник Георгий Кочетков, в нескольких словах выразив чувство глубокого покаяния людей пред Богом.
Материал подготовили Софья Рудакова, Софья Андросенко, Арина Филиппова
Фото Алены Каплиной, Александра Волкова, Олега Свечникова