Этот день всегда наполнен ощущением праздника: завершение духовного образования всегда является свидетельством о дарах Божьих и вдохновением для всех еще не написавших свои работы. Для самих выпускников это не только волнение, связанное с предстоящим испытанием, но и напоминание о том, что защита работы предполагает качественное изменение в жизни. Как сказал в своем слове на открытии 23-го учебного года ректор института свящ. Георгий Кочетков, необходимо «готовиться к служению, к полной самоотдаче, чтобы принести на алтарь Господу все те дары, которыми Он Сам нас наделяет и которыми мы пользуемся благодаря трудам многих и многих людей».
Исследование Анны Дмитренко «Жизнь и служение епископа Макария (Опоцкого): на исторических путях церковного обновления» посвящено актуальной и интересной теме. Биография епископа-катехизатора Макария до недавнего прошлого оставалась практически неизвестной, поэтому представленная работа стала настоящим открытием нового имени в ряду исповедников христианской веры XX в.
В исследовании подробно описана практическая деятельность еп. Макария по созданию общин и трудовых братств, которым предшествовало просвещение и катехизация их членов. Анна Дмитренко убедительно показала, что определяющим импульсом в его служении стал опыт его деятельного общения с Н.Н. Неплюевым, блюстителем Крестовоздвиженского братства на Черниговщине. Примечательным в наследии еп. Макария является оригинальная классификация приходов в предреволюционной России.
Найденные источники и архивные материалы, среди которых материалы нескольких отечественных архивов, в том числе архивы УФСБ по Новгородской и Вологодской областям, позволили Анне Дмитренко сделать вывод о том, что стремление вл. Макария к подлинному церковному обновлению в евангельском духе, неуклонное следование братскому идеалу жизни и верность опыту Н.Н. Неплюева вызывали неприятие как со стороны обновленцев, так и со стороны представителей консервативной части синодальной церкви. Жизнь епископа Макария – это живое воплощение слов Спасителя: «Если Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15:20). Он выстоял в этих гонениях и сохранил верность Богу и Церкви до конца, заявив в 1933 г. на допросе в ГПУ: «От учения Христа отказаться не могу, а равно от организации трудовых братств».
Работа Николая Клюева «Значение экклезиологии протопр. Николая Афанасьева и ее рецепция в православном богословии 2-й половины XX века» написана на крайне важную для настоящего времени тему. Адекватная рецепция наследия прот. Николая актуальна, прежде всего, в связи с необходимостью такого устроения церковной жизни, которое отвечало бы природе и призванию Церкви Христовой.
Автор, рассматривая экклезиологию протопр. Николая Афанасьева, анализирует в ней вопросы правового начала в жизни церкви, природы власти в церкви и существа епископского служения. Автор выделил три вида рецепции взглядов о. Николая в работах православных богословов 2-й половины ХХ века: отрицающую, сочувствующую и развивающую. Отрицающая рецепция представлена таким автором, как архиеп. Василий (Кривошеин), который полагал, что евхаристическая экклезиология не признает вселенский аспект кафоличности церкви и ее иерархический строй. Ссылаясь на прот. Александра Шмемана, Николай Клюев утверждает обратное. Сочувствующая рецепция представлена учеником Афанасьева прот. Александром Шмеманом и митр. Иоанном (Зизиуласом), прот. Иоанном Мейендорфом.
Развивающая рецепция представлена, по мнению автора, такими экклезиологиями, как: крещальная прот. Джона Эриксона, эсхатологическая Христаса Яннараса и общинно-братская свящ. Георгия Кочеткова. Можно сказать, что они представляют попытку выйти за рамки евхаристической экклезиологии и предложить иные экклезиологические модели.
Павел Степанов представил работу на тему «Учение о “втором возрождении” и пути его обновления в ХХ веке». Автор рассмотрел «первое возрождение» (обращение от пути смерти к пути жизни, связанное с принесением обетов крещения), «второе возрождение» (возвращение на путь жизни и утверждение на нём после отпадения или бесплодности таинства Крещения) и «третье возрождение» (обретение личной Пятидесятницы и выход на служение тем даром, который получил, как результат аскетического подвига и конкретизации общехристианского пути и призвания).
Все представленные работы были успешно защищены.