Дар духовного образования

27 января 2011
24 января 2011 г. в СФИ состоялись защиты итоговых работ

Этот день всегда наполнен ощущением праздника: завершение духовного образования всегда является свидетельством о дарах Божьих и вдохновением для всех еще не написавших свои работы. Для самих выпускников это не только волнение, связанное с предстоящим испытанием, но и напоминание о том, что защита работы предполагает качественное изменение в жизни. Как сказал в своем слове на открытии 23-го учебного года ректор института свящ. Георгий Кочетков, необходимо «готовиться к служению, к полной самоотдаче, чтобы принести на алтарь Господу все те дары, которыми Он Сам нас наделяет и которыми мы пользуемся благодаря трудам многих и многих людей».

Исследование Анны Дмитренко «Жизнь и служение епископа Макария (Опоцкого): на исторических путях церковного обновления» посвящено актуальной и интересной теме. Биография епископа-катехизатора Макария до недавнего прошлого оставалась практически неизвестной, поэтому представленная работа стала настоящим открытием нового имени в ряду исповедников христианской веры XX в.

В исследовании подробно описана практическая деятельность еп. Макария по созданию общин и трудовых братств, которым предшествовало просвещение и катехизация их членов. Анна Дмитренко убедительно показала, что определяющим импульсом в его служении стал опыт его деятельного общения с Н.Н. Неплюевым, блюстителем Крестовоздвиженского братства на Черниговщине. Примечательным в наследии еп. Макария является оригинальная классификация приходов в предреволюционной России.

Найденные источники и архивные материалы, среди которых материалы нескольких отечественных архивов, в том числе архивы УФСБ по Новгородской и Вологодской областям, позволили Анне Дмитренко сделать вывод о том, что стремление вл. Макария к подлинному церковному обновлению в евангельском духе, неуклонное следование братскому идеалу жизни и верность опыту Н.Н. Неплюева вызывали неприятие как со стороны обновленцев, так и со стороны представителей консервативной части синодальной церкви. Жизнь епископа Макария – это живое воплощение слов Спасителя: «Если Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15:20). Он выстоял в этих гонениях и сохранил верность Богу и Церкви до конца, заявив в 1933 г. на допросе в ГПУ: «От учения Христа отказаться не могу, а равно от организации трудовых братств».

Работа Николая Клюева «Значение экклезиологии протопр. Николая Афанасьева и ее рецепция в православном богословии 2-й половины XX века» написана на крайне важную для настоящего времени тему. Адекватная рецепция наследия прот. Николая актуальна, прежде всего, в связи с необходимостью такого устроения церковной жизни, которое отвечало бы природе и призванию Церкви Христовой.

Автор, рассматривая экклезиологию протопр. Николая Афанасьева, анализирует в ней вопросы правового начала в жизни церкви, природы власти в церкви и существа епископского служения. Автор выделил три вида рецепции взглядов о. Николая в работах православных богословов 2-й половины  ХХ века: отрицающую, сочувствующую и развивающую. Отрицающая рецепция представлена таким автором, как архиеп. Василий (Кривошеин), который полагал, что евхаристическая экклезиология не признает вселенский аспект кафоличности церкви и ее иерархический строй. Ссылаясь на прот. Александра Шмемана, Николай Клюев утверждает обратное. Сочувствующая рецепция представлена учеником Афанасьева прот. Александром Шмеманом и митр. Иоанном (Зизиуласом), прот. Иоанном Мейендорфом.

Развивающая рецепция представлена, по мнению автора, такими экклезиологиями, как: крещальная прот. Джона Эриксона, эсхатологическая Христаса Яннараса и общинно-братская свящ. Георгия Кочеткова. Можно сказать, что они представляют попытку выйти за рамки евхаристической экклезиологии и предложить иные экклезиологические модели.

Павел Степанов представил работу на тему «Учение о “втором возрождении” и пути его обновления в ХХ веке». Автор рассмотрел «первое возрождение» (обращение от пути смерти к пути жизни, связанное с принесением обетов крещения), «второе возрождение» (возвращение на путь жизни и утверждение на нём после отпадения или бесплодности таинства Крещения) и «третье возрождение» (обретение личной Пятидесятницы и выход на служение тем даром, который получил, как результат аскетического подвига и конкретизации общехристианского пути и призвания).

Все представленные работы были успешно защищены.

 

Аттестационная комиссия
Аттестационная комиссия
Анна Дмитренко
Анна Дмитренко
Свящ. Илья Соловьев, канд.ист.н., рецензент Анна Дмитренко
Свящ. Илья Соловьев, канд.ист.н., рецензент Анна Дмитренко
Николай Клюев
Николай Клюев
Д.М. Гзгзян, проф., канд.филол.н., научный руководитель Николая Клюева и Павла Степанова
Д.М. Гзгзян, проф., канд.филол.н., научный руководитель Николая Клюева и Павла Степанова
Павел Степанов
Павел Степанов
конец!