Советская власть практиковала следующие методы. Например, в какой-то деревне семья объявлялась врагом народа, ее выбрасывали из дома, на мороз, без еды. Если кто-то их кормил, или принимал в свой дом, или даже в свой хлев, сарай, амбар, то и его с его семьей ждала такая же участь. Т.е. в деревне твои соседи, друзья или родственники умирают от холода и голода на улице, а ты не можешь им помочь, потому что помогая обрекаешь свою семью на такую же участь. Наверное кто-то не выдерживал, подставлял и себя, другие принимали эти условия. Что происходит в этот момент с человеком? Когда он делает такой выбор? Дай Бог нам никогда не узнать. И все же, что из предложенного выбор жизни, а что нет?
Сегодня, 29 октября, в Беларуси "Ночь расстрелянных поэтов" – в эту ночь в 1937 году расстреляли в Минске можно сказать всю белорусскую интеллигенцию. В Беларуси советские репрессии не признаны, и эта неформальная дата важна и как память конкретного расстрела, и как память всех советских репрессий. Завтра, 30 октября, в России официальная дата – день памяти жертв политических репрессий. В Москве больше чем в 20 храмах будет проходит Молитва памяти https://molitvapamyaty.ru/. И все же, при всем официальном признании, путь нам предстоит еще немалый.
Папу похитили в Беларуси посреди белой улицы в разгар дня в 21 октября, в день "закрытия" Минского гетто, где погибли более 100 000 человек. Сегодня, 29 октября, в ночь расстрелянных поэтов, мы получили от него первое письмо из тюрьмы. Мы живем в каком-то странном сне, захватывающем, но абсолютно безумном.
В Беларуси все не спокойно уже третий месяц, но последнюю неделю агония поражает как никогда. Увольняют всех: ведущих врачей, рабочих, спортсменов, актеров, студентов отчисляют пачками. Омон запугивает и даже задерживает детей в школе. Закрывают границы. Ну а дальше что? И ведь что вызывает такую нетерпимость? Знаете какой самый неприемлемый слоган? – "против насилия". Понимаете, против насилия нельзя выступать, это неприемлемо.
У меня парадоксальный метод, никому не навязываю. Села читать про события в Руанде в 1994 году. Сделала вывод: человек, который живет нормальной жизнью, не может воспринять, что зло, насилие, это всерьез, вот так вот всерьез, безо всякой логики и оснований, и в отношении него. Он всегда сталкивается с этим внезапно. Евреи, которых загоняли в гетто Минске (думаю и в других местах), не очень оценивали угрозу. Тутси слушали угрозы по радио, видели как хуту тренируются, не верили, что это возможно всерьез. Все что произошло с русским, белорусским, и многими другими народами в Советском союзе мы, очевидно, до сих пор еще не можем осмыслить. Но когда столкновение происходит, тебя всегда ставят перед выбором – или ты умираешь, или ты присоединяешься в убийцам: не пускаешь умирающих в свой сарай, не остаешься в стороне и обязан убить хоть одного тутси и т.д. Помните "Бесов"? Шатова должны были убить, все должны быть повязаны одной кровью и/или предательством. Ну или умереть. И кажется, что это выбор между безумием и смертью. Но я думаю, что это выбор между жизнью (на их условиях) и Жизнью. Предельное зло ставит перед выбор: или выбрать его версию реальности, иллюзию с его логикой и системой координат, или признать предельное зло. Это может убить, а может открыть и реальность Божьего действия в мире. Божьей, а значит и человеческой правды. С которой не построить "нормальную и сытую жизнь", но которая открывает победу человечности, победу Бога и человека над низостью смерти и лжи.
Монахиня Мария Скобцова погибла в газовой камере лагеря Равенсбрюк. Часто рассказывают, что она пошла в камеру вместо другой девушки. А в версии митр. Антония Сурожского она пошла в камеру не вместо, а вместе с другой девушкой, которая не могла справиться со страхом. Мать Мария пошла со словами: "Последнее слово за жизнью". Она умерла, но победила смерть, мы же все чувствуем это, даже неверующие? Ведь живое сердце не может согласиться с низостью и предательством.
Наверное можно не встретиться с предельным злом в своей жизни. Хотя зная историю ХХ и ХХI века сложно себе это представить. Ну, допустим, что можно. Но от этого блаженного неведения оно, зло, зло которое являет самое страшное в мире - человека без человечности, не перестает существовать. Встреча с ним сама по себе нормальна, но дай Бог нам быть к ней готовыми, сделать правильный выбор. Митр. Антоний Сурожский вспоминал слова своего отца: "мне не важно жив ты или мертв, мне важно ради чего ты жил и ради чего готов был умереть".