Я написала этот текст год назад, но тогда опубликовать не решилась.
Круги сходились постепенно…
Мы посещали мемориалы жертв репрессий, проводили вечера памяти, инициировали молитвенное чтение имен 30 октября в различных городах России и все время оказывались рядом с людьми, называвшими себя «мемориальцами». Мы быстро научались вместе трудиться, возникали отношения товарищества и дружбы. И странно было бы, если бы было по-другому. Не так много в нашей стране людей, готовых впустить в свою жизнь боль ее прошлого, признать русскую катастрофу XX века и делать что-то, чтобы преодолеть ее последствия.
БЛАЖЕННЫ плачущие, ибо они утешатся…
И вот долгожданная встреча с главой «Мемориала» состоялась. Арсений Борисович приехал в КПЦ «Преображение», чтобы посмотреть выставку «Not licet vos esse. Не должно вам быть», посвященную кампании по изъятию церковных ценностей. Нас поразил его ясный и схватчивый ум. Несколько беглых и метких замечаний по содержанию и точное попадание в цель: «Значит именно тогда ожила церковь, потому что смогла ответить на насилие объединением, солидарностью, созданием братств». Потом был краткий, простой и непростой, разговор, наполненный богатством жизненных и литературных ассоциаций. Встреча состоялась.
Потом было участие Арсения Борисовича в традиционных конференциях Преображенского братства: «Равнина русская. Опыт духовного сопротивления», «Люди свободного действия». Он входил в темы легко и вдохновенно, потому что сам являлся их живым подтверждением. На вечере воспоминаний «Своими глазами» Арсений Борисович рассказывал об Анатолии Марченко как примере того личного сопротивления неправде, которое вдруг принесло неожиданные и почти фантастические плоды. И сам Арсений Борисович открылся нам как человек не только свято верящий, что жизнь можно построить на началах права, и тоскующий по началу какой-то непреложной правды…
БЛАЖЕННЫ алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся…
Потом «Мемориал» принял в своем доме на Каретном ряду выставку Преображенского братства «Свидетель эпохи: священник Павел Адельгейм». На открытии выставки Арсений Борисович говорил о том, что чувствует свою близость к отцу Павлу. Не только потому, что он был политическим узником советских лагерей, но прежде всего потому, что он был открыт людям и миру, утверждал ценности свободы, права, исторической памяти… Почему-то запомнились разговоры в кулуарах этой выставки: о жизни, о дружбе – о том, что чтобы быть друзьями не нужно часами просиживать за пиршественным столом, но нужно оказаться рядом, когда трудно… Думаю, Арсений Борисович вполне знает цену этой милости.
БЛАЖЕННЫ милостивые, ибо они помилованы будут…
Надеюсь, впереди еще много совместных трудов, совместного поиска, совместных размышлений о том, как свершить труд покаяния, как вернуться к началам красоты, добра, правды на нашей земле. За плечами Арсения Борисовича трудный путь сопротивления, к которому всерьез прикоснулись очень немногие из нас. Жизнь Братства строится на началах веры, а значит не может быть вполне понятна и открыта тем, кто этого опыта не имеет. Может быть, в этой разнице есть благодатный потенциал нашей дружбы, а возможные непонимания преодолеет удивительная подвижность ума и дерзновение духа, столь присущие дорогому Арсению Борисовичу.
БЛАЖЕННЫ нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…
Сегодня 90 лет Никите Алексеевичу Струве
Сегодня у стен Петропавловки вспоминали жертв красного террора
"Город Питер - все бока повытер, а Москва - бьет с носка"
10 лет со дня кончины Александра Александровича Креля