В следующем году исполнится 80 лет мученической кончины санкт-петербургского священника Льва (Егорова), в честь которого мы назвали сына. В память мученика хочется немного рассказать про его жизнь.
Известные еще до революции православные миссионеры, в 1919 г. братья Егоровы основали в Петрограде Александро-Невское братство, куда принимались миряне: мужчины и женщины.
Несмотря на запрет большевиков, до 1932 г. братчики занимались в Петрограде духовным просвещением и благотворительностью. Под руководством иеромонаха Льва они стали заниматься христианским просвещением, катехизацией среди детей и подростков: таковые участвовали в богослужениях, крестных ходах, для них были специальные кресты, хоругви, иконы и облачения. В братском храме не брали денег за свечи и просфоры, требы, братчики бескорыстно исполняли все обязанности по обслуживанию своего храма. Они регулярно собирали средства: с началом репрессий активно помогали заключенным передачами. Во время Гражданской войны был голод и в Лавре был организован бесплатный «питательный пункт».
Известно, что о. Лев совершал тайные постриги в монашество. Важным направлением его деятельности было создание полулегальных монашеских общин в миру, с целью сохранения института монашества в условиях гонений и массового закрытия монастырей.
В январе 1923 г. на волне компании по «изъятию церковных ценностей», братья Егоровы, а также еще один из глав братства, епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов), были арестованы. Они обвинялись в агитации против передачи властям церковного золота, а по сути за отказ сотрудничать с органами.
По возвращении из ссылки в 1924 году о. Лев некоторое время оставался заштатным священником, зарабатывал на жизнь как переплетчик. В октябре 1926 г. его назначили настоятелем крупнейшего собора Феодоровской иконы Божией Матери. О. Лев был возведен в сан архимандрита и стал исполнять обязанности благочинного, преподавателя Русской литературы и члена педагогического совета Богословско-пастырского училища. В 1932 г. было следствие, по которому многие члены братства были арестованы. Открытого суда не было. В 1932 г. выездная комиссия ОГПУ вынесла подсудимым приговоры. О. Лев был приговорен к максимальному сроку наказания — 10 годам лагерей.
В сентябре 1937-го о. Лев был обвинен в контреволюционной агитации и на допросе заявил следователю: «Я по своим убеждениям являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является ведение религиозной пропаганды в массах, поэтому я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду среди окружающих меня людей».
На предложение назвать фамилии лиц, ведущих контрреволюционную подрывную работу в лагере, о. Лев ответил отказом. В 1937 г. поступил приказ о его расстреле, который и был приведен в исполнение 20 сентября 1937 г.
В 2003 г. архимандрит Лев был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.