В Воронеже открылась выставка «Красная Пасха 1917»

11 декабря 2017
На открытии выставки воронежцам предложили поразмышлять о человеке и дать духовную оценку событиям 1917 года

Выставка «Красная Пасха 1917», открывшаяся 7 декабря в Воронежской универсальной библиотеке им. И.С. Никитина, посвящена наблюдениям и рассуждениям свидетелей событий весны 1917 года.

«Год столетия революции дает возможность заново пережить события весны 1917 года. В России стала складываться новая реальность, не только политическая, но и духовная. Дневниковые записи, стихи, воспоминания, фотографии тех лет позволяют увидеть это время глазами людей разных сословий, религиозных убеждений, уровня образования. Свидетельства современников доносят до нас самые первые впечатления от стремительно развивавшейся в стране революции. Они передают противоречиво атмосферу весны 1917: от подъема и воодушевления, вплоть до отождествления между собою Пасхи и революции ("Россия воскресе!") – до осознания происходящего как великой трагедии», – такими словами задают тон выставки ее организаторы.

Выставка проходит в рамках регионального этапа ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» по благословению митрополита Воронежкого и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии. Ее организаторы в Воронеже – Комиссия по канонизации святых Воронежской епархии, Введенское православное братство (Москва) и воронежские малые православные братства во имя свт. Тихона Задонского и прп. Силуана Афонского.

Председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Лискинской епархии отец Андрей Изакар передал приветствие и благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии, и поблагодарил устроителей за «глубокую выставку», за то, что она «предлагает размышлять о человеке».

– Этими размышлениями делятся очень многие люди, жившие в начале века, которые приняли на себя беды и скорби XX столетия, – отметил отец Андрей.
Слева направо: Ольга Хегай, автор идеи выставки, Алексей Евстигнеев, председатель малого православного братства во имя свт. Тихона Задонского, отец Андрей Изакар, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Лискинской епархии, Нина-Инна Ткаченко, ведущая открытия выставки
Слева направо: Ольга Хегай, автор идеи выставки, Алексей Евстигнеев, председатель малого православного братства во имя свт. Тихона Задонского, отец Андрей Изакар, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Лискинской епархии, Нина-Инна Ткаченко, ведущая открытия выставки

– Текущий год – время подведения итогов столетия. В минувшем году, с самого его начала мы пристально всматривались в события 1917 года, – сказал во вступительном слове Алексей Евстигнеев, председатель малого православного братства во имя свт. Тихона Задонского. – Мы читали мемуары, поэзию, слушали музыку и знакомились с богословскими трудами того времени, чтобы понять, что именно произошло сто лет назад. Для нас важны были не столько факты, сколько дух произошедших событий. Именно дух определяет произошедшее – происходило добро или зло. Мы, ныне живущие, являемся наследниками того времени и того духа. Поэтому в наших силах, разглядев тот дух, который пребывает в нас, обратиться к Богу с покаянием – и не только за наше поведение и состояние, но и за наших предков. Сегодня мы имеем возможность и власть обратиться к Богу с просьбой очистить нас от всего чуждого, что хлынуло на нашу землю в минувшие годы.

Также Алексей Евстигнеев поблагодарил митрополита Сергия за благословение и Никитинскую библиотеку за сотрудничество.
Слева направо: Ольга Хегай, Алексей Евстигнеев, отец Андрей Изакар, Нина-Инна Ткаченко
Слева направо: Ольга Хегай, Алексей Евстигнеев, отец Андрей Изакар, Нина-Инна Ткаченко

Ольга Хегай, автор идеи выставки «Красная Пасха 1917» сказала:
– 1917 год – это прежде всего перелом духовной жизни. И не просто перелом, а падение. Причиной революционных событий послужил общий духовный упадок. После революции в стране поселились другие духи – братоубийство, озлобление, ненависть, недоверие, масштабное доносительство, которое никогда прежде не было свойственно русскому народу.

Авторы выставки, изучая материалы эпохи (дневники, воспоминания, художественное творчество), задались вопросом: можно ли было в то время, находясь внутри событий понять и правильно оценить происходящее. Один из частных вопросов – как прошла Пасха, Светлое Христово Воскресение в 1917 году. Представленные материалы не ограничиваются днями Пасхи 1917 года. Они охватывают период предшествующего Великого поста и до дня Святой Троицы. На этот период приходятся события от февральского переворота до первого кризиса временного правительства.

Переходя к авторской экскурсии по выставке, Ольга Хегай рассказала о тех, чьи оценки событий 1917-го года представлены в экспозиции: от императора до простых служащих. Среди прочих – священники, миряне, военные люди, принявшие революцию и отвергнувшие ее.

«Настроение духа смущенное, – можно услышать на экскурсии голос из провинции. – Не миновать нам настоящей беды при таком отсутствии власти, закона и порядка».

Один из революционеров, инженер-железнодорожник, описывая ситуацию на улицах, делает такой акцент: «Несмотря на стрельбу, улицы полны людей. Много женщин, детей. Украшают дома красными флагами. В воздухе что-то праздничное, как на Пасху».

Происходящие события внешне были очень похожи на крестный ход с хоругвями. Федор Степун, философ, историк и писатель, так описывает события уже после Октябрьского переворота: «От штабов к позициям и обратно носились краснофлажние автомобили и красногривые тройки. Все было призрачно и двусмысленно: не то Пасха, не то революция».

Александр Бенуа, русский художник, историк искусства, основатель объединения «Мир искусств», 3 июня (21 мая) 1917 года в день Святой Троицы по возвращении с религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге, оценивая происходящее, цитирует церковного историка А.В. Карташова, изгнанного позже на «философском пароходе»: «Социализм и, в частности, марксизм, не способны получить религиозное углубление. Кому дорога свобода и личность, тот никогда не поместится в лоно марксизма (и с этим я согласен). Весь социализм страдает безнадежной пустотой. Между тем природа не терпит пустоты. Там, где нет христианства, воцаряется Антихрист».
Воронежцы могут посетить выставку до 17 декабря.
Записаться на групповую экскурсию можно по телефону + 7 (906) 580 73 74
Текст и фото Юрия Крапивина
конец!