Третья по счету встреча членов Свято-Георгиевского братства с прихожанами коломенских храмов, посвященная опыту свидетельства новомучеников и исповедников о вере, церкви и Христе, происходила по-особенному. Впервые такой разговор состоялся в самом храме (церковь Зачатия Иоанна Предтечи, сохранившая в основном своем объеме часть стен XIV в., является древнейшей в Коломне), сразу после литургии и евхаристии. На встречу остались более двадцати прихожан, наиболее активными из которых в обсуждении были мужчины.
В своей проповеди настоятель храма о. Андрей Згонников сказал:
– Сегодня мы почитаем святых отцов I Вселенского Собора, но также есть святые, которые составляют тоже небольшой собор – это равноапостольные Кирилл и Мефодий, без которых трудно себе представить единый наш народ и единую православную церковь. А в веке XX такой поистине Собор представляют новомученики и исповедники Церкви Русской.
И действительно, можно сказать, что в этот воскресный день новомученики и исповедники сослужили литургию: стенды, посвященные коломенским новомученикам, были развернуты в храме еще до начала богослужения.
На встрече шел разговор о свидетелях веры - преподобномученике Никоне (Беляеве), исповеднике Иоанне Летникове, священномученике Сергии Мечеве. Взяв слово, о. Андрей попробовал ответить на один из ключевых вопросов о том, что стремились сохранить в церкви исповедники XX столетия:
– Мы услышали и увидели в этих небольших рассказах не биографии людей, а сами личности, духовное стояние которых во времена гонений позволяет со всей определенностью сказать, что все они, весь сонм новомучеников и исповедников сохранили для нас самое главное – церковь.
Был у этой встречи, может быть и не до конца проявленный, лейтмотив – собирание народа Божьего вокруг Христа, вне зависимости от того, где жили пастыри тех лет – в Коломне или Москве.
Так, еще до своего пострига Никон (Беляев) неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы и вел занятия с детьми.
А созидание маросейской общины – «покаяльно-богослужебной семьи»– происходило не только в условиях внешних гонений, но и в ситуации непростого духовного выбора самого Сергия Мечева, который говорил, что, приняв от отца общину, и, считая ее делом своей жизни, через некоторое время стал чувствовать, что силы уходят не на то: не остается времени на необходимые для людей встречи из-за улаживания бесконечных вопросов и проблем, в результате чего многие остаются недовольными. Но вот финал этого непростого выбора: «За этот день, который пробыл в одиночестве, ощутил совершенно ясно, что не имею права бросать порученное мне дело. Пусть напрасно расходуются силы, пусть раньше времени истратится здоровье и окончится жизнь, – со своего поста не смею уходить. Как бы тяжело мне ни было, каким бы трудным, а подчас и бессмысленным ни казался мне труд, буду продолжать его до конца, пока не прекратится он по воле Божией...»
Именно воля Бога лежала в основе мученического пути Никона (Беляева), который на одном из допросов сказал следователю: «Я всецело отдался церковной деятельности. Смотрю на личную и общественную жизнь с христианской точки зрения…".
Вероятно, тема собирания христиан прозвучала на нашей встрече более ясно еще и потому, что состоялось общение, которому предшествовало погружение в тему с помощью развернутой экспозиции и краткого фильма с кадрами кинохроники об изгнании церкви и христиан из нашей страны в 1920-30-е гг. (его просмотр прошел в пронзительном молчании).
Отвечая на вопрос о смысле духовного подвига новомучеников и исповедников для христиан XXI в., один из прихожан отметил:
– Деление на периоды гонений на церковь и периоды их отсутствия относительно и условно, поскольку и церковь, и сами христиане могут претерпевать гонения от лжеценностей «мира сего» или искушаться внешним церковным благополучием, не проникая в глубины внутренних церковных и общественных явлений.
В ходе обсуждения встретилось и такое рассуждение: человек, имея определенные дарования от Бога, может не заметить, даже не принять самый важный для христианина дар – дар жертвы Бога ради человека и дар ответа на эту жертву.
В завершении о. Андрей поблагодарил братьев и сестер Свято-Георгиевского малого православного братства, которые провели встречу:
– Очень важно, что тема исповедания веры в XX в. была поднята сегодня, причем на таком уровне и с таким качеством ее подготовки и проведения. Вы знаете, а ведь ближайшие родственники новомучеников и исповедников Коломенской земли еще живы, а, значит, есть возможность получить важные свидетельства.
В финале разговора произошел обмен самыми ценными для христиан подарками: о. Андрей подарил братчикам небольшую книжку о храме, в котором служил еще один святой века XX – священномученик Сергий Бажанов, а братья и сестры Свято-Георгиевского братства преподнесли настоятелю книгу архим. Сергия (Савельева) «Далекий путь».