Русская Катастрофа XX века оставила следы колоссального разрушения человека и теперь требует всеобщего покаяния

Из блога священника Георгия Кочеткова

Я родился при Сталине и революции не застал. Но много раз в жизни мне приходилось сталкиваться с последствиями событий 1917 года. И сейчас всё продолжается: в постсоветском пространстве советского больше, чем можно было себе представить. Я знаю это не понаслышке. С конца 80-х годов мне регулярно приходилось исповедовать десятки тысяч взрослых людей из всех мест бывшего Советского союза, которые проходили оглашение (сознательное научение вере и жизни по вере. – Прим. ред.) с помощью нашего Преображенского братства. Они, иногда очень немолодые, рассказывали о своем прошлом, и нельзя было не увидеть много параллелей в этих рассказах. Многое в их судьбе было схоже.

И мне приходилось думать об этой антропологической катастрофе и о ее корнях. Как могло случиться, что люди оказывались такими раздвоенными, расслабленными, подавленными (при всех своих добрых намерениях), часто искаженными, извращенными, не могущими бороться со страстями и своими несчастьями и бедами, как и со своими тяжкими обстоятельствами, в которых нередко они сами были в той или иной степени виноваты?

И чем больше я со всем этим сталкивался, тем больше понимал, что это следствие своеобразного, непохожего ни на какие другие человеческие катастрофы, геноцида против русского народа, против самой России и русской церкви. Да, страдали люди всех сословий, положений, происхождений и национальностей. Но страдали все-таки по-разному. Нельзя путать пострадавших палачей, которых было немало, с пострадавшими жертвами, которых было несоизмеримо больше. Россия, как Титаник, столкнувшись с айсбергом большевистской партии и её карательных служб, ушла со своего исторического маршрута на дно океана мировой истории.

Ведь сейчас практически ни у кого нет никакой истинной, подлинной, правдивой исторической памяти о событиях 1917-го и 1937-го годов. Наш народ не знает своей истории, он хуже, чем те Ваньки, которые не помнили своего родства. А память крайне необходима нам для того, чтобы была возможность исцелить прошлое и обрести будущее.

И сама память о прошедшем столетии должна быть исцелена. Сейчас она искажена забвением, и хуже того, беспамятством. Забвение часто бывает благим, потому что не дает нам впасть в уныние и депрессию. Мы иногда забываем, потому что не можем понести правды, не можем ее даже слушать. А вот беспамятство – дело греховное, и нужно в этом покаяться и преодолеть.

Мы должны знать прежде всего историю своей семьи, всех своих предков, какими бы они ни были. Пусть у кого-то в роду кроме жертв окажутся предки-палачи – это будет не удивительно, и всё-таки жертв было бесконечно больше. Как говорил Михаил Пришвин, замечательный писатель: я вижу Россию лишь в ГУЛАГе, я чувствую ее там, я живу ею там. Он не был в ГУЛАГе сам, но он ездил в эти места и знакомился с людьми, с обстоятельствами их жизни. Он знал, что говорил.

Вот и нам надо знать, как бы трудно это ни было. Господь никому не даёт испытания сверх меры. Никто с ума не сойдет от того ужаса, что пережила наша страна последнее столетие. Люди скорее станут безумными от того, что они ничего не знают, что везде ходят как по кладбищу, по тем местам, которые пропитаны совершенно безмерным количеством крови. Даже если человек увидит среди своих предков палачей, он может найти в себе мужество и силы вспомнить о них и помолиться за них, об их прощении. Или хотя бы передать память о них Богу, чтобы освободиться и суметь сделать выводы, чтобы понять, почему это произошло и как в дальнейшем этого избежать. Оправданий ни у кого нет и не должно быть, но выводы должны быть сделаны. Просто так уйти от того, что происходило и происходит в нашей стране за последние сто лет, нельзя никому, никогда.

И понятно, что нельзя жить только прошлым, тем более столь трагическим. А наша трагедия не знает подобных в мировой истории по количеству и качеству страданий, по массовости и территориальным масштабам. Люди действительно потеряли всё, даже те, кто считал или до сих пор считает, что они что-то выиграли.

Сейчас просто необходимо трезвое и ясное понимание, что Русская Катастрофа XX века оставила следы колоссального разрушения человека на всем постсоветском пространстве и теперь требует всеобщего покаяния, которое возможно будет только тогда, когда люди осознают масштабы трагедии и свой грех.

Как теперь говорят люди знающие, невиновных в событиях октября 1917-го в нашей стране не было. Это была мировая трагедия, влияние ее было всемирным, и надо выходить из этой ситуации. Но наследовать из прошлого только лучшее и уйти от всего злого и греховного, что в этом прошлом – очень трудно. Без Божьей помощи, думаю, и невозможно. Но Господь помогает. Удивительно, что Он не отвернулся от нас. Удивительно то, что когда мы находим путь к Нему, то оказывается, что Он всегда рядом, близко. Он вокруг нас и в нас самих, когда мы начинаем что-то делать для примирения с Богом и ближними. Это потрясающе. Это чудо и оно есть до сего дня.

При этом всегда есть соблазн искать виноватого лишь где-то вовне. Мы забываем, что люди виноваты не только в том, что они сделали плохого. Были люди, которые ничего плохого не делали: мухи не обидели, не лгали, не сотрудничали ни с какими органами, ни с какой фальшивой коммунистической идеологией, ни с какими ее планами не сообразовывались. Но разве они сделали всё для того, чтобы помочь другим и себе освободиться от страхов и всё той же раздвоенности, расслабленности, уныния и черной тоски? 

Это размышление, этот опыт трудно принять. В церкви для такого духовного труда существует пост. Это по Евангелию знак радости, это возможность поднять голову от своих постоянных житейских забот и от полученного наследства комплексов и страстей, безответственности и неопределенности.

Наше Преображенское братство, раскинувшееся по всей территории нынешней Российской Федерации, объявило такой пост с 25 октября этого года до 7 ноября – между двумя до боли знакомыми датами. Нам это нужно, чтобы научиться жить вместе, научиться вместе трудиться, научиться нонконформизму, т.е. мирному и непримиримому противостоянию злу и греху в себе и вокруг себя, включая все общество.

Ведь век короток, а жизнь всё ускоряется, и надо научиться концентрироваться на главном и уметь жертвовать всем ради этого главного, которое открывает нам Бог. Научиться творчеству, которое может снова открыть нам красоту жизни с Богом и друг с другом. Научиться, не унывая, бесконечно сострадать жертвам советского режима, достойно их вспомнить и оплакать. Очень важно их помянуть, хотя бы тех родных и близких, которые у нас в сердце и которые пострадали за прошедшее столетие. И здесь не требуется идти глубже и дальше в историю. Всегда и везде были и есть свои проблемы. Сейчас нужно вырвать ту занозу, которая страшнее всех.

А потом надо идти. Встав, нельзя стоять на месте. Изгнав бесов, нельзя оставлять горницу пустой, чтобы не пришли семь злейших. И это задание на всю жизнь тем, кто сейчас живет в нашей стране, если мы хотим, чтобы наш народ, наша страна, наша церковь восстали, восстановились, укрепились, обрели подлинное свое лицо и имели перспективу достойной жизни на многие, многие поколения вперед.

Это напряжение, это труд, это крест. Но для всякого христианина крест – это трагедия любви в этом мире. Крест радостотворен, он приносит людям счастье, хотя никому не гарантирует легкой жизни. Надо лишь решиться нести свой крест каждому и всем вместе.

http://www.ogkochetkov.ru
загрузить еще