В год 100-летия революции все чаще и чаще звучит в обществе тема покаяния. То, что произошло в России в 1917 году, кардинально изменило нашу страну. Последствия той катастрофы мы ощущаем на себе до сих пор. Об этом говорят и общественные деятели, и деятели культуры, и представители церкви. Как преодолеть эти последствия, чтобы в будущем такое никогда не повторилось – об этом размышляют и просто неравнодушные люди.
Владимир Ильич Лавренов, кандидат исторических наук, член Государственного геральдического совета при Президенте Российской Федерации в Твери прочитал доклад на тему национального покаяния. Он вспомнил примеры, когда каялись и патриархи, и цари, и весь русский народ. К чему это приводило и есть ли у нас шансы преодолеть этот разрыв? Об этом размышлял Владимир Ильич в своем докладе. Ниже приводим полный текст его выступления.
Доклад был сделан в Твери на вечере, посвященном митрополиту Вениамину (Федченкову) 14 февраля 2017 года и прошедшем в рамках XXIII «Недели тверской книги». Организаторами вечера стали отдел культуры Тверской епархии, благотворительный фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной» и Музей герба и символики Тверской области. Информационным партнером вечера выступил Медиапроект «Стол».
100 лет назад в нашей стране произошли события, которые кардинально изменили не только пространство России, но и каждого из нас. Что это было? Бунт? Переворот? Долгожданная, но такая всегда неожиданная революция? Историки спорят до сих пор. Но то, что с Россией произошла катастрофа, признают практически все. Но вот последствия этой Русской катастрофы не осознаны и не изжиты до сих пор.
В 1917 году русский писатель Иван Бунин писал: «Наши дети, внуки будут не в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, но которую мы не ценили, не понимали,– всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...». Какой она была – великая Российская Империя, как Атлантида, погребенная бушующими волнами войн и революций – мы можем судить, хотя бы по фотографиям наших прабабушек и прадедушек. Достоинство, красота, уверенность и сила – вот, что видно по этим старым снимкам.
Но вот уже сто лет мы живем в странной стране, которая возникла на обломках нашей некогда прекрасной Родины.
Были уничтожены десятки миллионов людей. Вслед за бунтом первых месяцев революции началось истребление всех, кто не хотел принять новую идеологию. Многие достойные люди России были изолированы или выброшены из страны.
В результате был сломлен хребет всего нашего народа. Разрушение веры в Бога, попрание святынь и разграбление национальных богатств, изгнание с родных мест и «право на бесчестие» осквернили его душу. Классовая война, постоянный поиск врагов поселили страх, недружелюбие и разобщенность, лишили сознания и единства исторической памяти и судьбы. Невозможность отвечать за свою землю и владеть собственностью отучили качественно и красиво трудиться. Постоянное внутреннее и внешнее насилие, неготовность противостоять злу и греху привели к утрате мужества, чести и достоинства.
Вместе с нашим народом была разорена и великая русская культура. Произошла не только политическая и экономическая катастрофа, но наступил крах гражданской и культурной самобытности, были разграблены, уничтожены или проданы за рубеж наши величайшие художественные ценности, русский язык утратил свою живую созидательную энергию, а постоянный идеологический контроль и давление на людей свободного творчества привели к подрыву всякого творческого начала.
Вместе с тем была пленена Русская православная церковь, которая до сих пор не может освободиться от тотального стремления отнюдь не церковных сил контролировать всю ее внешнюю и внутреннюю жизнь. Пострадали все нации, религии и культуры.
Мы признаем свою вину за то, что происходило и происходит с нашей Родиной в течение всего прошедшего столетия. Ибо, как говорил великий русский писатель Федор Достоевский, «каждый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый». Мы чувствуем свою ответственность и за тех, кто нагонял страх, и за тех, кто не мог избавиться от подавляющего страха; за тех, кто лгал и убивал, и за тех, кто не находил сил для внутреннего сопротивления лжецам, убийцам, грабителям и насильникам. И вот теперь пришло время, по воле Божьей, нам за все и за всех принести открытое и ответственное покаяние.
Покаяние – это не просто извинение, принесенное за совершенную политическую или историческую ошибку. Это не просто слово, призванное исправить что-то в нашем понимании или знании прошлого. Покаяние – это движение, направленное в будущее. Именно покаяние меняет вектор развития общества, открывая в нем, неведомые ранее, силы и возможности.
В истории нашей страны трижды предпринимались попытки не просто покаяться за грехи, а действительно и глубоко осознать историческую катастрофу, как духовное событие, связанное именно с отступлением от Бога, Его Церкви и Веры.
Призыв к покаянию, как пути спасения, встречается еще во втором Изборнике Святослава Ярославича 1076 года и потом упоминается у самых разных авторов XII века: в рассказе многогрешного инока Кирилла «О душе и покаянии», и в проповедях святителя Кирилла Туровского: «Покайся во злобе, в зависти, в обмане, в убийстве, во лжи, смирись, постись, бодрствуй, лежи на земле. Но так как ты этого не совершил, то отошел от лица Божьего – не отдаленностью земли, но отсутствием страха Божья в душе…».
XIII век стал временем национальной катастрофы на Руси. Нашествие монголов и установление ига, заставило по-новому взглянуть на причины этих страшных событий. Епископ Владимирский Серапион в 1274 году открыл новый жанр церковной проповеди, в котором он призвал народ русский к покаянию. Серапион был свидетелем штурма Киева в 1240 году и это видение погрома и уничтожения всего и всея, оставило глубокий след в его душе. Так вот слова Серапиона звучат очень современно: «…не покаялись мы, пока не пришел на нас немилостивый народ, как наслал его Бог; и землю нашу опустошили, и города наши полонили, и церкви святые разорили, отцов и братьев наших перебили, над матерями и сестрами нашими надругались…. Кто же нас до сего довел? Наше безверье и наши грехи, наше непослушанье, нераскаянность наша! Молю вас, братья, каждого из вас: вникните в помыслы ваши, узрите очами сердца ваши дела,– возненавидьте их и отриньте, к покаянью придите…. Любите друг друга, милость имейте ко всякому человеку, любите ближнего своего как самого себя, тело свое сохраняйте чистым, не оскверняя его, а коль осквернили, то очистите его покаяньем; не возгордитесь, не воздайте злом за зло». Памятники русской литературы этого и последующих периодов обращают внимание на тему покаяния, призывая русских людей к единству, пробуждению совести, вере и верности. И мы знаем, что была восстановлена душа народа, возродилась Церковь и обрела устойчивость государственная жизнь. Но видно, прав был русский историк Василий Ключевский, который давая характеристику последующим столетиям, писал: «государство пухло, народ хирел».
К началу XVII века вновь наша страна встала перед лицом национальной катастрофы. И вновь голос одного человека – патриарха Гермогена указал путь нашему народу и его правителям. В дни разорения Отечества и церкви, всеобщего озверения, патриарх Гермоген написал молитву о спасении России, которую читали во всех храмах страны.
Господи Боже, Вседержитель, воззри на нас, грешных и недостойных чад Твоих, согрешивших пред Тобою, прогневавших благость Твою, навлекших гнев Твой праведный на нас, падших во глубину греховную. Ты видишь, Господи, немощь нашу и скорбь душевную, знаешь растление умов и сердец наших, оскудение веры, отступление от заповедей Твоих, умножение нестроений семейных, разъединения и раздоры церковные, Ты видишь наши печали и скорби, происходящие от болезней, голода, наводнений, пожаров и междоусобной брани.
Но, Премилостивый и Человеколюбивый Господи, вразуми, наставь и помилуй нас, недостойных. Исправь нашу греховную жизнь, положи конец разделениям и нестроениям, собери расточенных, соедини рассеянных, подай мир и благоденствие стране нашей, избавь ее от тяжких бед и несчастий. Всесвятой Владыка, просвети разум наш светом евангельского учения, воспламени сердца наши огнем благодати Твоей и направь их к исполнению заповедей Твоих, – дабы прославилось в нас всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Из курса Отечественной истории мы знаем, что народ принес присягу верности царю Михаилу Федоровичу Романову и клялся слезно и навечно:
«Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, – да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен будет от Святой Троицы».
Столетия последующей российской жизни не раз напоминали о том, что нужно помнить о верности избранному пути и хранить веру православную. Но уже в конце XIX века размах, так называемого, революционного движения вкупе с реальным отпадением от веры значительной части интеллигенции и рабочих, вызывал серьезное беспокойство о будущем нашей страны. И вот основатель Крестовоздвиженского братства, русский помещик, богатый человек, богослов Н.Н. Неплюев перед своей смертью в 1908 году, написал молитву о России:
Господи, прости Россию за великие преступления поругания святой правды Твоей, отвержения верховного завета любви. Не по грехам нашим воздай нам, Духа Твоего Святого ниспошли, сердце чисто созижди, дух прав обнови, силою Владычнею утверди. Господи, прости Россию, помилуй и спаси ради имени святого Твоего!
После Февраля 1917 года и особенно после большевистского переворота Октября 1917 года, начавшихся гонений на церковь, новоизбранный патриарх Тихон обращался к верным чадам Российской церкви и к ее гонителям. Известное патриаршее послание от 19 января 1918 года, отлучающее от Церкви всех, кто творит насилие в отношении людей, открыло новую страницу в истории нашей страны – противостояние гонимой церкви большевистскому государству.
Известный поэт Дмитрий Мережковский, отражая настроения значительной части русской интеллигенции, следующим образом оценивал патриаршее послание: «Конечно, Ленин и Троцкий анафемы не испугаются, но еще вопрос, как отнесутся миллионы малых сих – к утверждению всецерковному, всенародному, что большевики анафемы, люди вечным проклятием проклятые». Верующих послание призывало встать на защиту Церкви, но не при помощи оружия, а покаянием, уповать на «силу своего святого воодушевления». Но увлеченность скорым переустройством мира и «близкой», но обманчивой свободой, а по сути, безответственностью, не дали услышать этот голос всеми, кто уже вел Гражданскую войну – белыми, красными, зелеными. И лишь в 1920 году в Крыму в правительстве барона Врангеля была предпринята попытка национального покаяния за все, что произошло с Россией. Эта история мало известна, но она отражает настроения, царившие в Крыму в 1920 году. По воспоминаниям митрополита Вениамина, за шесть месяцев правления Врангеля в Крыму несколько раз пытались «сделать что-нибудь внушительное, особое для поднятия духа».
«Прежде всего выписали Курскую чудотворную икону Божией Матери... Когда пароход прибыл в Севастополь, то навстречу иконе вышел чуть ли не весь город, преимущественно рабочие люди. Подъем был необычайный!». Сначала икону принесли в Большой дворец – резиденцию Врангеля, а потом начались службы по всем храмам. Затем икону повезли в Ялту и другие города. «Народ массами встречал ее».
Владыка Вениамин так объяснял в своих мемуарах этот религиозный подъем: «За три года революции люди намучились и хотели чуда». Однако на фронте, куда икона была доставлена в отдельном вагоне, у солдат, «среди которых теперь были уже и мобилизованные селяки, и даже пленные красноармейцы», появление чудотворной иконы не вызвало ожидавшегося подъема боевого духа.
Вторым важным событием в религиозной жизни были так называемые «дни покаяния». По постановлению ВВЦУ на 25 (12) – 27(14) сентября 1920 г. было назначено всеобщее покаяние в грехах. «Эти три дня, – вспоминал владыка Вениамин, в городе Севастополе денно и нощно... шли богослужения и исповеди. А на праздник Воздвижения Креста Господня причащались. Настроение было молитвенно покаянным. Но к концу этих дней я получил от какого-то ревнителя благочестия жалобное письмо: «Владыка, где же наше начальство? Почему никого не видно в храмах? Неужели лишь рабочим нужно каяться, а не им?»
Особая роль в «днях покаяния» отводилась распространению среди «мирян и воинства», в том числе и красноармейцев, написанного С.Н. Булгаковым «Послания Временного высшего церковного управления на юго-востоке России православному русскому народу», в котором, в частности, говорилось:
«Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного лихолетья и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение, блуд и растление, празднолюбие и празднословие». В заключение послание призывало «всех православных русских людей к покаянию и единению».
Все это сыграло свою очень важную роль в истории уже русской эмиграции и традиции духовного сопротивления, которое не прекращалось ни на минуту. Пророческим голосом русской эмиграции стал о. Сергий Булгаков, который написал в своем «Дневнике духовном» следующее:
«Нужен подвиг молитвы в клети сердца своего, нужна непрестанная боль и плач, которые слышит и видит Господь. Такая преискренняя молитва всесильна, только такою молитвенною любовью и покаянием, покаянием каждого про себя и за себя, можем мы спасать Россию – силою Божиею вымолить у Бога спасение России».
Все эти примеры должны напомнить нам о том, что юбилейные даты даны не для триумфального воспоминания о славных или трагических событиях нашей истории. 100-летие русской катастрофы дает нам редкую возможность вспомнить о традиции национального покаяния и, может быть, всем и каждому совершить то, чего от нас хочет Бог и Россия.
Такие примеры мы знаем. И Александр Солженицын и многие епископы, священники и миряне использовали исторические покаянные молитвы, или сочиняли новые. В новейшей истории России единственным проявлением национального покаяния стала речь президента Бориса Ельцина, сказанная им в день захоронения останков царской семьи в 1998 году. Вспомним эти слова:
«Сегодня для России исторический день. 80 лет минуло со дня убийства последнего российского императора и членов его семьи. Долгие годы мы замалчивали это чудовищное преступление, но надо сказать правду. Расправа в Екатеринбурге стала одной из самых постыдных страниц в нашей истории. Предавая земле останки невинно убиенных, мы хотим искупить грехи своих предков. Виновны те, кто совершил это злодеяние, и те, кто его десятилетиями оправдывал. Виновны все мы… Захоронение останков жертв екатеринбургской трагедии – прежде всего акт человеческой справедливости. В нем символ единения народа, искупления общей вины. Перед исторической памятью народа в ответе мы все. Строя новую Россию, мы должны опираться на ее исторический опыт…
Мы обязаны завершить век, который стал для России веком крови и беззакония, покаянием и примирением независимо от политических взглядов, религиозной и этнической принадлежности. В этом наш исторический шанс. На пороге третьего тысячелетия мы должны сделать это во имя ныне живущих и грядущих поколений».
Мне нечего добавить к этим словам Бориса Николаевича, и отметить только одно: этот шанс мы еще не упустили.