26 августа в Мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» г. Томска состоялся круглый стол «Память и беспамятство», который стал завершением выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», прошедшей с 11 июля по 26 августа 2011 года.
За это время выставку посетили более 1100 человек, что является рекордным посещением для музея. Среди тех, кто побывал на выставке, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, Нелли Кречетова, уполномоченный по правам человека в Томской области, Андрей Кузичкин, начальник Департамента по культуре Томской области, Тадэуш Трусколяски, мэр города Белосток (Польша) и многие другие.
Ранее экспозиция уже экспонировалась в Твери и Преображенское Содружество малых православных братств. На выставке собраны документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний, свидетельствующие о сопротивлении, которое оказывала церковь безбожной власти на протяжении всего ХХ века – в ленинские, сталинские времена, как и в более поздний период советской эпохи.
В круглом столе приняли участие сотрудники Томского областного краеведческого музея, журналисты, сотрудники Департамента по культуре Томской области, члены Преображенского Содружества малых православных братств, студенты и преподаватели томских ВУЗов и др.
Ведущий круглого стола Василий Ханевич, заведующий Мемориальным музеем и сопредседатель Томского общества «Мемориал» рассказал, что это первая выставка о репрессиях в отношении православного духовенства, которая состоялась в Мемориальном музее. По его словам, выставка была «феноменом для города Томска. Это пример того, как с выставками нужно работать, организаторы вложили в нее душу и сердце. Она позволила узнать новых друзей, единомышленников, с которыми можно продолжать общение и совместную работу». Василий Ханевич подчеркнул: «Много уже сделано для сохранения памяти, есть музеи, памятники, которые делались от души неравнодушными людьми, не государством. Но важна вторая часть этого разговора – память и прощение, память и покаяние. Важны вопросы: что можно простить, что – нельзя, кто должен покаяться и в чем – вот здесь полная неразбериха. Есть две позиции ответов на эти вопросы: первая – «я в то время не родился и ни в чем не виноват, мне не в чем каяться, пусть каются те, кто совершил эти преступления»; вторая позиция – «пусть мы даже и не жили в то время, но мы в ответе как за прошлое страны, так и за ее будущее, поэтому так важен акт прощения и покаяния, который напрямую связан с осмыслением того, что произошло со страной и кто за это несет часть вины». Покаяние и прощение должны быть не просто личными за какое-то преступление, совершенное человеком, дело в том, что в нашей стране до сих пор не осуждена идеология и позиция партии, которая позволяла совершать преступления и массовые убийства граждан своей страны».
Евгения Парфенова, представитель Преображенского братства, поблагодарив Василия Ханевича, охарактеризовала круглый стол как «плод совместного общения, совместного дела», отметив, что в одиночку только верующим людям или музейным работникам невозможно ответить на вопрос, как хранить и передавать память о трагических событиях советского времени, здесь важно совместное усилие и размышление каждого человека.
Далее в ходе круглого стола участники и гости обсуждали такие вопросы как выбор человека, отношение к доносчикам и палачам, прощение, свидетельство о вере, жизнь не по лжи, альтернативная история, значимость этой темы для молодежи (выставка показала, что многие молодые люди ничего не знают о репрессиях в СССР). В качестве примеров тех, кто жил не по лжи, помимо новомучеников и исповедников Российских, участники встречи вспоминали такие имена как Ефросинья Керсновская, Александр Солженицын, Варлам Шаламов.
Один из участников обсуждения Александр Мещеряков, преподаватель Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования указал, что обсуждение темы репрессий необходимо, т.к. «нужна прививка правдивого знания своей истории, иначе это как болезнь, снова инфицирует многих».
Юрий Думан, студент юридического факультета Томского государственного университета говорил о том, что сейчас молодежь живет в информационном вакууме, «молодые люди проявляют интерес ко всему сразу – и к социализму, и к коммунизму, и к христианству, но без работы с источниками, соотнесения и анализа, которые необходимы для того, чтобы добраться до подлинного знания».
Павел Рачковский, главный специалист по историко-культурному наследию Департамента культуры Томской области поблагодарил за выставку и указал на современность слов «непобежденные», «неперемолотые»: «Это вопрос ко мне – как я живу, поэтому для меня каждый день, как экзамен. Наследие новомучеников и исповедников сегодня актуально, так как зла сейчас не меньше – пошлость и т.п. – и нужно ему противостоять».
По итогам выставки и обсуждения на круглом столе стало понятно, что тема памяти о подвиге новомучеников и исповедников Российских, обо всех тех, кто пострадал за веру, за правду, кто был безвинно репрессирован, находит живой отклик в сердцах всех людей – атеистов и верующих, молодежи и старшего поколения. Участники сошлись во мнении, что разговор на тему возрождения памяти требует дальнейшего размышления и совместных усилий.
В сентябре выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке» будет экспонироваться в Екатеринбурге.