О двух или трех братьях

15 сентября 2015
В конце августа состоялся фестиваль Всемирного содружества православной молодежи Синдесмос

Дети – замечательные существа во многом потому, что они могут говорить, что думают. Пусть информации о мире у них меньше, но мечтают и верят они больше. Многие в детстве думали о том, кто кем станет. И, наверное, многие из нас думали, как здорово было бы стать царем или президентом: сколько хорошего они сделали бы, насколько мудрыми и справедливыми были бы. Почему-то, вырастая, мы больше ругаем всех и вся и меньше мечтаем, меньше верим в то, что добро и правда возможны на земле – становимся взрослыми в худшем смысле слова.

Однако есть те, кто призваны быть, как дети, детьми не по уму или по ответственности, а в простоте веры и доверия идти туда, куда зовет их любящий Отец. Это заповедано Церкви – ученикам Иисуса Христа. Однако и христианам, чтобы собраться и понять, что задумал о них Господь, нужно порой выйти из зоны комфорта и собраться не в самом привычном месте.

Итак, 25-30 августа, Польша, Супрасльский православный монастырь, находящийся близ областного города Белостока. Фестиваль движения Синдесмос – Всемирного содружества православной молодежи. Собралось около тридцати человек из разных православных поместных церквей и стран: Польши, Словакии, Белоруссии, России, Румынии, Франции, США, Бельгии и Эстонии. В основном, представители православных братств, молодежных и не только, а также представители приходов, семинарий (Смоленской и Свято-Владимирской семинарии Нью-Йорка).

Встреча Синдесмоса с епископом Белостокским и Гданьским Иаковом (в центре)
Встреча Синдесмоса с епископом Белостокским и Гданьским Иаковом (в центре)

Тема фестиваля – «Достигая соборности». На первый взгляд – из области весьма высокого богословия, однако в процессе оказалось, что нет ничего практичнее.

Мы верим, что Церкви дано призвание преображать жизнь на земле, созидать духовный Дом, в котором каждый человек мог бы быть принят, понят и помилован. Из Символа веры мы знаем, какой должна быть Церковь: единой, святой, соборной и апостольской. Но как претворить это знание в жизнь: ортодоксию в ортопраксию?

На богослужении
На богослужении

Словами главного не передашь, главное совершается между строк, посреди людей, собранных во имя Бога. И через библейские беседы, тематические встречи, совместную ежедневную молитву, презентации братств и движений, народные песни вечером у костра шаг за шагом открываются простые, но дорогие вещи. Например, то, что православие – не что-то сугубо русское или греческое, даже не сугубо славянское – это та жизнь в вере, которая может стать родной для человека из любой страны или континента, когда он ищет в вере глубины и свободы.

Интернациональный вечер. В центре - о. Чед Хетфилд
Интернациональный вечер. В центре - о. Чед Хетфилд

Хоть мы и разные, но наши проблемы, в общем, схожи: насколько трудно нам быть христианами всерьез, быть верным Богу и ближнему, противостоять злу, но любить всякого человека. Отсюда и разделения в церкви – мирян и священства, мирян между собой, закрытость богослужения, безответственность прихожан, отсутствие свидетельства о вере и т.д. И хорошо, что об этих и других вопросах можно спокойно поговорить и поделиться тем, как они разрешаются.

В главном, все ищут одного: чтобы земная церковь была тем, чем должна; чтобы и миряне, и священники, и епископы были едины в жизни с Богом и в служении Ему. В этом и есть практическая соборность – когда каждый, в единстве и совете с другими трудится там, где поставлен. Ведь Церковь – народ Божий. Все хотят, чтобы любовь к ближнему, братские отношения не были абстрактными понятиями, а реальным постоянным опытом церковной жизни: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

Епископ Белостокский и Гданьский Иаков с участниками фестиваля из Преображенского братства Михаилом Бахадовым и Юлией Штонда
Епископ Белостокский и Гданьский Иаков с участниками фестиваля из Преображенского братства Михаилом Бахадовым и Юлией Штонда

В каком-то смысле все это в залоге уже было в тех движениях, что собрались. Не зря большинство из них назывались именно братствами. Ведь если люди – братья, хотя бы потому, что в них есть образ Божий, то уж тем более призваны быть братьями (и сестрами) те, кто сознательно выбрал быть учеником Христовым и чадом Божьим.

Завершало фестиваль празднование тридцатипятилетия Братства православной молодежи Польши. Из небольшого семени посеянного годы назад выросли замечательные плоды: молодые люди знают и любят свою веру и церковь, знают, что им есть место и что они нужны своей церкви.

Встреча позади, но есть то, что останется с нами: новые друзья, в которых ты узнал братьев и сестер по вере. Появляется надежда на то, что трудности вашей церкви или вашего движения преодолимы, ведь кто-то уже это преодолел. Понимаешь, что православной молодежи есть, что сказать друг другу: мы, например, рассказывали об опыте миссии и катехизации (подготовки к крещению), которым многие интересовались.

Для меня же главным открытием было то, что люди из стран с разным историческим и культурным наследием всерьез готовы служить Богу независимо от возраста, пола и социального статуса; что в каждой стране и «сверху», и «снизу» есть те, на ком держится церковь, а значит, этот мир еще имеет шансы быть прекрасным местом.

Участники фестиваля поют на литургии в Зверках
Участники фестиваля поют на литургии в Зверках
Пение русских песен
Пение русских песен
Интернациональный вечер
Интернациональный вечер
В центре - о. Андрей Козьма
В центре - о. Андрей Козьма
Отец Чед Хетфилд на вечерней молитве
Отец Чед Хетфилд на вечерней молитве
Белосток
Белосток
Михаил Бахадов
молодежный «Круг» Преображенского братства
конец!