Издательство Преображенского братства впервые опубликовало письма Михаила Владимировича Шика (о. Михаила) и Наталии Дмитриевны Шаховской (Шаховской-Шик) «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века».
Это личная переписка 1911-1942 годов из семейного архива Шиков-Шаховских, которая чудом уцелела в пожаре ХХ века. Первый том, уже вышедший в свет, содержит переписку 1911–1926 годов и дневниковые записи М. В. Шика во время этапа в Турткуль, куда он был сослан по обвинению в участии в «деле митрополита Петра». Впоследствии отец Михаил был расстрелян на Бутовском полигоне в Москве.
Возможно, кто-то спросит: так ли уж надо через сто лет читать подобные письма? Но и сегодня их авторы учат нас вещам вневременным: силе жизни по вере Христовой, духовному сопротивлению всякому злу и при этом удивительному смирению.
Это издание не увидело бы свет, если бы не дочь отца Михаила и Наталии Дмитриевны — Елизавета Михайловна Шик. Елизавета Михайловна понимала, как важен духовный опыт ее родителей, и последний год своей жизни отдала постоянной работе над изданием писем.
Рассказывает редактор книги Ольга Борисова:
- Елизавета Михайловна проделала гигантскую работу – собрала более 500 писем, разобрала трудные для прочтения места, которых было немало, самостоятельно перевела все письма в электронный вид. И эту работу она начала делать, когда ей было уже более 85 лет! Но когда я стала читать письма, которые она передала мне, я быстро поняла, что нужно писать комментарии. Ведь читателю важно быть в контексте времени, к которому относится переписка. Также есть вещи, о которых в письмах говорится прикровенно. Предложение о написании комментариев было для Елизаветы Михайловны полной неожиданностью. Но когда я ей объяснила, что и почему мы от неё хотим, она согласилась. Она вообще была человеком, удивительно легко воспринимавшим всё новое, и это меня восхищало.
Работа и общение с Елизаветой Михайловной стали для меня большой радостью. Мало того, что я не чувствовала сорокалетней разницы в возрасте - это общение ещё и давало мне силы. Мы встречались раз в 1-2 недели. Обычно наш рабочий день складывался так: в 8.30 утра мы встречались на станции метро «Беляево» и вместе ехали в братский офис. У нас сложились свои традиции: по дороге к метро Елизавета Михайловна покупала ужасно свежие и вкусные сормовские плюшки, и, приехав в офис, мы раскладывали наши рабочие принадлежности, делились тем, что удалось сделать, а что нет (у каждого из нас было всегда «домашнее задание» к следующей встрече), намечали план на день и шли пить чай с этими плюшками, а уж потом садились за работу. Обеденная трапеза в эти дни была событием для всех. Мы просили Елизавету Михайловну что-то рассказать нам, и возникал разговор, который всегда оказывался духовно очень ценным. Заканчивали мы работу после шести вечера. Потом всегда переживали, что надо было бы всё же закончить пораньше, но всегда оправдывали себя тем, что не могли же мы разойтись, не выполнив план на день. Работоспособность Елизаветы Михайловны и её ответственное отношение ко всему вызывали глубокое уважение.
В последние месяцы жизни Елизавета Михайловна чувствовала, что слабеет. И самым важным делом для неё было издание «Переписки». Как-то она сказала, что если раньше принимала все предложения о встречах и выступлениях, то теперь старается от всего отказываться, так как силы уходят, а главное сейчас – закончить подготовку писем. После того, как Елизавета Михайловна отошла ко Господу, в работу включились её родные: старший брат Сергей Михайлович Шик, младший брат – Дмитрий Михайлович Шаховской, племянник Иван Дмитриевич Шаховской. Хочется выразить им благодарность за помощь в работе над книгой.
Духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков считает вышедшую книгу важным духовным событием в жизни церкви и российского общества:
- Важность этой публикации связана прежде всего с тем, насколько эта переписка, это живое свидетельство ушедшей с XX веком эпохи, будет воспринято как урок: урок резистентности, духовного сопротивления в XX веке, как свидетельство победы Жизни Христовой, свидетельство того, что можно победить в самых бесчеловечных, самых страшных условиях внешнего существования.
Русская антропологическая катастрофа XX века — слишком мощное явление, чтобы люди не только в нашей стране, но и все человечество, весь мир отталкивался от тех страшных ошибок и грехов, которые пережили обитатели нашей страны, попустительствуя злу, не умея жить вместе, не умея бороться со злом до конца, не умея побеждать вместе со Христом. В таких условиях не оставалось ничего кроме личной и личностной борьбы, кроме борьбы за сохранение человека, человеческого образа, который прямо отражает собой образ Божий. Этому и посвящена эта книга, и в этом ее колоссальная ценность. Поэтому я считаю справедливым и духовно необходимым призвать Божье благословение на ее издание, распространение и прочтение!
Книга имеет гриф Издательского совета Русской православной церкви.