Традиционно ко дню собора новомучеников и исповедников Российских Преображенское братство проводит встречи, семинары и экскурсии, посвященные изучению и осмыслению опыта новомучеников и исповедников с точки зрения современного церковного возрождения. В этом году Преображенское братство совместно с Екатеринбургской православной духовной семинарией и Свердловским областным краеведческим музеем проводит выставку «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», открытие которой состоялось 7 февраля в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение» в поселке Красное Истринского района.
В числе гостей были поэт, доктор богословия Ольга Седакова, заместитель директора по науке музея-мемориала «Медное» Елена Образцова, начальник комитета по культуре и спорту администрации Истринского муниципального района Марина Жерлыгина. Выставка собрала сотрудников музея истории ГУЛАГа, общества «Мемориал», районных и поселковых библиотек.
С приветственным словом обратился к присутствующим духовный попечитель Преображенского братства, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института проф.-свящ. Георгий Кочетков, который сказал: «Только что прошел Архиерейский собор Русской православной церкви, где говорилось о необходимости увековечить память новомучеников и исповедников Российских. И что особенно для нас важно, собор заговорил не только о строительств храмов и часовен памяти новомучеников и исповедников Российских, совершении богослужений, исправлении наших святцев и их конкретизации, но и о том, что опыт новомучеников и исповедников необходимо усваивать… Для того, чтобы почувствовать себя их наследниками, нужно что-то увидеть, что-то возродить в своей памяти, нужно почувствовать некую общность между собой, ответственность за наше настоящее, за наше будущее, за наших детей… Нам нужно учиться тому, как новомученики и исповедники относились друг ко другу, к своей земле, к ближним и к дальним, к друзьям и даже к врагам, – это действительно драгоценность. Этой драгоценностью пренебрегать не следует… Собор предложил проводить эту работу в тесном сотрудничестве с представителями власти, с представителями общественности, потому что это общенациональная задача, это общее наше дело, и мы здесь, в КПЦ «Преображение», будем стараться такую работу продолжать… Я желаю всем собравшимся получить духовное просветление и укрепление, знакомясь с выставкой, организованной в этом центре».
Поэт Ольга Седакова в своем выступлении отметила, что выход из безнадежного положения, в котором сейчас находится наша страна, видится в «восстановлении настоящей истории»: «До сих пор нашего человека учили думать про другую историю страны, из которой всех этих людей вычеркнули и, можно сказать, убили дважды – сначала уничтожили, а потом столько лет не разрешали их упоминать, даже близким, даже в семьях. Если мы на самом деле приложим усилия по их восстановлению почти из небытия и обретем других духовных предков, чем нам предлагали (всех тех Павок Корчагиных и т. п.), то нас, вполне возможно, ждет другое будущее, потому что духовный подвиг, совершенный в России в XX веке, на самом деле неописуем. Церковь, наверное, никогда не знала за всю историю столько исповедников и мучеников, и это умеют ценить во всем мире… Я абсолютно уверена, что у этих людей, которых мы будем узнавать и вспоминать, есть огромная сила, которая нам поможет».
Автор выставки Оксана Иванова рассказала о том, как возникла идея создания экспозиции: «Замысел возник в музейной среде. Мне предложили сделать проект, связанный с христианством: сейчас вводится предмет «Основы православной культуры», детям что-то надо показать... Что можно показать детям? Что-то подлинное, настоящее, что могло бы их убедить в силе, правде и красоте христианства… И стало понятно, что надо показать вот это. Не было уверенности, что руководство музея примет такую версию рассказа о христианстве, и, тем не менее, она была принята... Работа над этой выставкой показала удивительную собирающую силу этой темы… Оказалась, что эта тема дает возможность найти общий язык всем: очень разным людям, церковным и нецерковным. Я благодарна судьбе, что смогла собирать материал о новомучениках и исповедниках, что имею возможность показать их бесценный опыт, опыт очень вдохновляющий». Оксана Иванова поблагодарила за помощь присутствовавших на открытии выставки директора архива Екатеринбургской православной духовной семинарии Андрея Печерина и д. ист. н. Сергея Бычкова, предоставившего для выставки документы и письма архим. Тавриона (Батозского). А также поименно перечислила всех, кто оказывал поддержку в организации выставки.
Затем гостям была предложена экскурсия по экспозиции, которая включает в себя подлинные документы, вещи, фотографии: метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры, рассказывающие о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1970-х годов. По словам устроителей, задача выставки – показать, как в новых условиях жизни «вне закона» советского государства и общества, на фоне рождения и внедрения в сознание людей новой атеистической веры – коммунистической идеологии – церковь в лице своих епископов, священнослужителей, монашествующих, мирян находила формы жизни, в которых могла быть сохранена традиция христианской веры и служения Богу.
Знакомство с церковной жизнью Уральского региона, в который до 1917 года входили Пермская, Челябинская, Екатеринбургская, Вятская, Уфимская и Курганская епархии, показывает типичную для всей страны картину разрушения храмов и церковных институций, убийства и репрессий верующих, разгула коммунистической демагогии, построенной на спекуляции основными христианскими нравственными принципами, и одновременно вспомнить о судьбах людей, по жизни которых прокатилось «красное колесо». Некоторые из героев выставки канонизированы Русской православной церковью, другие – сделавшие очень много для сохранения живой веры в нашей стране – почитаются народом без официального церковного прославления, судьбы третьих остаются неизвестными церкви и обществу по сей день. Однако все они были практически всегда поставлены перед страшным выбором между жизнью и смертью, между усилием остаться верными Богу и церкви и возможностью отречься и бежать со своего «поста».
Например, на выставке представлены подлинные требник, Евангелие, а также копии документов из архива НКВД на священника Михаила Суханова, который в течение 30 лет ходил по деревням вокруг Челябинска, не оставаясь ни в одном месте более чем на день: любая задержка была бы смертельной из-за преследований со стороны НКВД (а потом и КГБ). «Поп-передвижка» называли в органах в то время таких священников, которые продолжали, как отец Михаил, исполнять свой священнический долг – крестить, отпевать, венчать, – которые были всегда в розыске, должны были отказаться от семьи и обычной жизни приходского священника.
Яркое свидетельство – фотографии и текст «манифеста» дьякона Николая Тохтуева, отказавшегося сотрудничать с НКВД в качестве осведомителя в 1940-м году, несмотря на то, что на тот момент у него было семеро (!) детей в возрасте от нескольких месяцев до двенадцати лет. Дьякон Николай погиб в лагере в 1943 г., как и многие тысячи заключенных тюрем и лагерей по всей стране. Был причислен к лику святых по постановлению Священного Синода от 6 октября 2005 г.
Еще один стенд посвящен архимандриту Тавриону (Батозскому), связанному с Уралом в течение многих лет своей жизни. Особый акцент сделан на его пребывании на Урале с 1927 года в качестве клирика Феодосьевской церкви и помощника владыки Павлина (Крошечкина), а также через годы лагерной жизни в Пермской области, нелегального священнического служения в середине и конце 30-х годов, второго ареста и лагерной жизни в 40-х годах, служения в Пермском кафедральном соборе в середине 50-х годов. По словам экскурсовода, служение о. Тавриона смогло развернуться особенно мощно уже в последние годы его жизни: для новых верующих, часто молодых людей из нецерковных семей, ищущих ориентиров в жизни, церковного общения, обретения подлинной христианской традиции, о. Таврион явился живым исповедником веры, как бы мостиком, соединяющим жизнь церкви до разорения и после хрущевских гонений.
И это только несколько примеров настоящих свидетельств веры, которые представлены на экспозиции.
В завершение организаторы рассказали, что эта экспозиция – первый выставочный проект в ряду мероприятий, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских, которые планирует провести КПЦ «Преображение». Руководство КПЦ «Преображение» выразило надежду, что в таких встречах примут участие церковные и светские исследователи, собирающие опыт новомучеников и исповедников Российских, а также все, кому дорога подлинная история России.
«Манифест» дьякона Николая Тохтуева
Гражданин начальник!
Разрешите мне объясниться с Вами письменно, я говорить много не умею по своей необразованности. Что Вы от меня требуете, то я сделать не могу. – Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело – спасти себя, а ближнего своего погубить – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть честным перед Богом и людьми, ибо когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда нечиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким бы Вы хотели. Дальше Вы говорите, что я преступник, да! Но я за прежний проступок за сплетни, возведенные на меня, жестоко пострадал. 6 месяцев был в ужасающих условиях, в подвальном помещении, где можно было поместить 10 человек, нас было 50 человек, сырость, духота, табак, вши заедали, дышать невозможно и ходили по очереди на <нрзб.> дышать, но и там было не сладко. Напротив нашей камеры была уборная и вонища невозможная, и многие из нас умерли.
Вы мне обещаете 8 лет за что же? За то, что я дал жизнь детям, – ведь у меня их 7 человек и один другого меньше. Старший сын 12-и лет и перешел в 6-й класс, 2-й сын 10 лет перешел в 4-й класс, 3-й сын 8 лет перешел во 2-й, 4-й сын 6 лет, 5-й сын 4 лет, 6-я дочь 2 лет и 7-му только еще 2 месяца, жена больная, когда даже не может взять ребенка, как ей скорчит руки ревматизм и сердце больное. Советское государство приветствует и дает награду за многосемейность, а Вы мне награду пообещали за что? Какой я преступник? Только одно преступление, что служу в церкви. Но это законом пока еще не запрещено. Если я не могу быть агентом по своему убеждению, то это совершенно не доказывает, что я противник власти, а наоборот – идея, убежденность в нее, уважается, и если человек туда и сюда, как говорится, куда ветер туда и я, так это пустой человек и еще называется двурушник, а я таким быть не хочу. Хотя я и семейный человек, <но> ради того, чтобы быть чистым пред Богом, я оставляю семью ради Его. Конечно, разве не трудно мне оставить такую семью 8 человек и ни одного трудоспособного. <Но> меня подкрепляет и одобряет дух мой, вот ради которого я пойду страдать, и уверен в этом, что Он меня до последнего вздоха не оставит, если я ему буду верен. Вот уже 23 года существует советская власть, и я ни чем не проявлял себя враждебным по отношению к ней, был всегда лояльным, исполняя все распоряжения власти, налоги всегда выплачивал исправно, детки мои учатся в советской школе и вся моя вина лишь в том, что, будучи убежденным христианином, я твердо держусь своих убеждений и не хочу входить в сделку со своей совестью, сейчас я еще более на себе испытал, когда случилось на деле. Предо мной все время стоят слова Иосифа Виссар<ионовича> Сталина, когда он сказал в своем докладе такие мудрые слова: «Есть у нас люди такие еще ни Богу свечка, ни черту кочерга». И вот эти слова для меня сказаны. Это вот я сам-то и есть: и вам не могу услужить, как вы хотите, и <пред Богом скривить душою>. Так я хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью, потому что я знаю, что заслужил их. Вы нас считаете врагами, что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога, но, если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши, вы загоняете нас в Царство небесное, а мы этого понять не хотим, мы как упорные быки увильнуть хотим от страданий, ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала и ведь мы, как говорится, заелись пузом.