«Мы не потонем, если будем верить»

Сегодня соборный день памяти четырех мучеников – матери Марии (Скобцовой), отца Дмитрия Клепинина, Ильи Фондаминского и диакона Георгия Скобцова. Знаменательно, что помимо дней памяти каждого из этих святых новых мучеников, есть еще и общий день – 20 июля, когда Церковь празднует их соборно и нераздельно, в чем можно видеть плод единого труда в устроении соборно-личного организма – объединения «Православное Дело», основанию которого мы будем в нынешнем году праздновать юбилей – 80 лет

Год назад в Преображенском содружестве в Твери родилось братство имени преподобномученицы матери Марии. Мы приводим первое именинное поздравление, сказанное в этот день в 2014 году.

Сегодня мы вспоминаем день памяти матери Марии и еще трех человек, мучеников, которые имеют общее имя – Парижские святые, потому что они жили в одно время, в одном месте, они делали одно общее дело, имели общее служение и общую мученическую кончину. Это мать Мария (Скобцова), отец Дмитрий Клепинин, сын матери Марии - диакон Георгий и Илья Исидорович Фондаминский. И во Франции этих людей все христиане считают святыми и покровителями Франции. Мемориальное еврейское движение причислило мать Марию и отца Дмитрия в 1985 году к числу праведников мира за их помощь евреям в годы гонений и испытаний.

Конечно, для нас центральным в этом ряду является имя матери Марии. Но в день их соборной памяти хочется личностно вспомнить каждого из этих действительно достойных и памяти и подражания святых.

Отец Дмитрий пришел в общежитие матери Марии в 1939 году. Они сразу сошлись по темпераменту своего духа, видением христианской жизни и христианского служения и вместе служили, трудились бок о бок, приняли мученическую кончину. Интересная деталь связана с отцом Дмитрием. Он на фоне болезни, которую тяжело перенес в младенчестве, рос очень слабым и болезненным. И так было всю жизнь. Но когда дело касалось служения, он как священник, как пастырь, в социальной своей помощи людям был неутомим. Современники о нем говорили, что он на богослужении мог так радоваться о Господе, особенно на праздничном богослужении, пасхальном и других праздниках, что его сравнивали с Давидом, который плясал перед ковчегом. Отец Дмитрий мог трижды избежать своей участи, но он не стал этого делать. Когда при первоначальной задержке в гестапо ему предложили свободу только за обещание больше не помогать евреям, взяв свой наперсный крест и указав на Христа, он сказал: «А этого еврея вы знаете?». Этот ответ предопределил его дальнейшую судьбу, ее дальнейший этап. И уже, будучи в лагерях, в промежуточном лагере в Компьене у него была возможность избежать последующей тяжелой участи, но он не сделал этого, потому что знал силу Креста и не отказывался от него, желая его понести до конца.

Юрий Скобцов. Георгий. О нем вспоминают современники как о светлом отроке. Писатель и мыслитель, а также деятель «Православного дела» Константин Мочульский называл его светлым отроком и посвятил ему свою монографию о Достоевском. А те, кому приходилось молиться вместе с Юрием, говорили о том, что рядом с ним в молитве чувствовалась живая вечность, исходящая из сердца. В письмах к родным из лагеря он писал, что даже горд разделить участь своей мамы и просит молитв о том, чтобы ему все испытания выдержать достойно. Он погиб от туберкулеза в Бухенвальде.

Илья Исидорович Фондаминский запомнился современникам своей редкой добротой и оптимизмом. Он так умел утешать и поддержать надежду, что к нему, некрещеному еврею, приходили люди как к светскому старцу. Он приходил на каждое богослужение, на каждую воскресную Литургию, и его спрашивали: почему вы не принимаете крещения? А он говорил, что чувствует себя недостойным. Имея возможность, как многие другие евреи, уехать в Америку и спасти свою жизнь, он не сделал этого, потому что не мог отлепиться от того круга людей, с которыми мог вместе молиться, говорить о «последних вещах», об Истине. Илья Фондаминский разделял жизнь с христианами, еще не будучи крещеным. Крещение он принял только в лагере (арестован в 1941 году). Сам Илья Исидорович пишет об этом времени, что никогда не был так спокоен, весел и даже счастлив. Он даже из лагеря имел возможность бежать, из больницы, где он оказался, но решил разделить судьбу своего народа. Он хотел жить рядом с христианами, а умереть вместе со своим народом, разделив его страдания. Так и произошло.

И вот мы дошли к имени матери Марии. Конечно, здесь наше сердце не может не исполниться особой радости, потому что в этот день, здесь в России, на Тверской земле, на которой мать Мария бывала, чествуется, празднуется имя, жизнь и творчество этой парижской святой. Мария Парижская – ей дано такое имя. И это очень знаменательно, и в этом чувствуется победа Христа на нашей земле и в нашей церкви. Мать Мария писала, что главная тема ее жизни – мистика человекообщения. Она продолжала, что о богообщении существуют бесчисленные руководства и путеводители, а о тайне человекообщения, о мистике человекообщения ничего не написано, тогда как путь к Богу лежит через любовь к другому человеку. И другого пути нет. Тайна человекоообщения, мистика человекообщения – это великая тайна и таинство, писала мать Мария. И во свете этого откровения христианской антропологии, в которую она смогла войти и которая является второй магистральной темой после христологии, с нею взаимосвязанной, потому что любовь к Богу и человеку – двуединая заповедь, мать Мария рассматривала христианскую жизнь.

По словам духовного попечителя Преображенского содружества братств отца Георгия Кочеткова, мать Мария – великий человек, потому что сумела вобрать, освоить всю традицию аскетической жизни и переосмыслить ее. Она переосмыслила все монашеские обеты. И если упомянуть еще одного великого человека монашеской традиции – старца Силуана Афонского, а они почти современники (ст. Силуан умер в 1938 году), то старец Силуан был последним великим монахом, который собрал, воплотил через свою жизнь, закрепил монашеский опыт в традиции, дошедшей до него, а мать Мария была тем человеком, которая открыла новый путь, новый опыт монашества в миру. И то что собрали, открыли и явили миру церкви эти великие святые, если говорить о матери Марии и старце Силуане, имеет вселенское значение для всех христиан и их духовной жизни.

И еще очень важно и дорого нам, что мать Мария для нас – это большое вдохновение, это опыт такого огненного христианства, огненного духа, которое мы можем воспринять, у нас есть возможность воспринять эти плоды духа, мысли и жизни. И память о том, какими величайшими страданиями были добыты эти дары, пусть укрепит нас в усилии двигаться дальше, вперед и вверх. И хочется вспомнить слова матери Марии из ее стихотворения:

Мы не потонем, если будем верить,
Вода — дорога гладкая ногам.

Но надо выбрать раз. Потом не мерить, 
Не сомневаться, как бы не пропасть.
Пошёл — иди. Пошла — иду. Ощерит

Тут под ногами бездна злую пасть. 
Пошла — иду. А дальше в воле Божьей
Моя судьба…

Мне кажется, настало время сказать: наша судьба.

 
Мария Лавренова
конец!