В их семье детям не разрешалось ходить в кино, потому что кинотеатр располагался в здании бывшего храма — мама не могла допустить кощунства. Классику по радио можно было слушать при строгих условиях: только если дети слушали все произведение от начала до конца. Когда их родственник стал читать Маяковского, мама попросила его прекратить: детям нужно прививать вкус к подлинному и глубокому, а не к тому, что бьет в глаза наотмашь...
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 25 мая в конференц-зале Российской национальной библиотеки представлена книга «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века».
В издании КПФ «Преображение», представленном Свято-Петровским малым братством, впервые публикуются личные письма супругов Михаила Шика (с 1927 года - священника Русской Православной Церкви) и Наталии Шаховской (в замужестве Шаховской-Шик). В первый, уже вышедший том издания, вошла их переписка за 1911-1926 годы. Это время их знакомства, сближения, подготовки к свадьбе и первых лет семейной жизни. Заканчивается оно рукоположением отца Михаила во диакона и почти сразу после этого его ссылкой в Узбекистан.
Можно представить, как нелегко жилось семье Шиков-Шаховских в 1920-1930-е годы. Наталию Дмитриевну, урожденную княжну Шаховскую, род которой берет начало от самого Рюрика, чудом не арестовали за происхождение, и она смогла воспитать всех пятерых детей. Отец Михаил Шик, благополучный сын еврейского купца, пошел в священники — и поплатился за это сполна.
Первый том книги заканчивается 1926 годом. В это время отец Михаил находится «всего лишь» в ссылке. Он описывает в письме жене, как с ним чуть не расправились уголовники на пересылке, приняв его за какого-то начальника. И только нательный крест убедил их, что это другой человек.
Внучка отца Михаила и Наталии Дмитриевны Елена Старостенкова, специально приехавшая ради этого вечера из Москвы, рассказала, что их семья постоянно жила в кругу друзей, без поддержки которых вряд ли они смогли бы пережить самые трудные годы. Из многих имен в этот вечер Елена Евгеньевна назвала известного ученого Владимира Вернадского, который все годы, пока отец Михаил был в ссылке, а потом в лагере, материально поддерживал многодетную семью Шиков. Однако и своих детей Наталия Дмитриевна учила делиться с другими даже последним.
Юлия Балакшина, к.филол.н., председатель Свято-Петровского братства и преподаватель Свято-Филаретовского института, выступившего организатором презентации, пересказала гостям вечера историю, слышанную ею от составителя книги — дочери отца Михаила и Наталии Дмитриевны — Елизаветы Михайловны Шик. В 1941 году Елизавета Михайловна, будучи девочкой, вместе со своим старшим братом ходила в лес искать и подбирать мерзлую конину. Для семьи это было большим подспорьем. Но каково же было возмущение детей, когда большую часть драгоценной еды мать отдавала другим нуждающимся! Так, порой и через негодование, дети учились тому, что жизнь должна быть основана на взаимопомощи, на жертве тому, кто страдает больше тебя. Юлия Валентиновна выделила три части в этом томе: любовь, история и вера. Читатель видит, как за пятнадцать лет герои переходят от отвлеченных фантазий о том, что происходит в Небесах, к жизни в постоянном присутствии живого Бога и свершающегося Им чуда.
Действительно, эта книга производит удивительное впечатление по охвату не только событий внутри семьи, истории отношений двух людей, что само по себе захватывающе и интересно. Но все это происходит на фоне катастрофических событий ХХ века. Они оба внимательны к истории, не просто замечают отдельные события, а стараются прозревать смысл происходящего. О переплетении темы истории, любви и верности в их жизни замечательно говорит небольшая цитата из письма отца Михаила:
«Россия безудержно несется навстречу своей таинственной судьбе. Но мы не отстанем, мы не отойдем от нее, как не отойдем друг от друга, ведь так, Наташа?». И они не отошли, не уехали из России и не избежали своей судьбы.
Читатели видят, как люди, которым в начале книги приходилось призывать фантазию, чтобы представить, «что происходит на Небесах», к концу этого периода их жизни научаются жить в постоянном присутствии Божьем. Бог явно участвует в их судьбе, и чудо веры преображает всю их жизнь. Так их жизнь размыкается от жизни внутри своего круга, от эпохи Серебряного века, к жизни в истории всей России и в конце концов - к масштабам бытия в соприкосновении с вечностью. Через простой и совсем не поэтический быт входит в их жизнь нечто настоящее, подлинное, связанное с обретением веры и с укреплением и способностью жить в реальности воскресения Христова.
Заведующий кафедрой истории петербургских духовных школ протоиерей Георгий Митрофанов обратил внимание участников презентации на значение происхождения отца Михаила и Наталии Дмитриевны. Ведь историческая память по сути — всегда память семейная. Они были из совершенно разных миров, которые открывали друг другу. Их объединила не только поэзия Серебряного века, но и покаянное чувство по отношению к русскому народу, потребность принести ему жертву как интеллектуальную, так и жизненную. Избежать искушения ринуться в народ и попытаться у него чему-то учиться им помог приход к православной вере, считает отец Георгий. В этой переписке нам открывается духовный подвиг отца Михаила, который, будучи благополучным купеческим сыном, добровольно принимает на себя судьбу многих потомственных священников, погибших в СССР лишь за свое происхождение.
По мнению отца Георгия, комментарии к этой личной переписке могли бы быть более пространными, так как в ней наглядно видна реальность жизни того времени, но не всегда понятны действия ее героев. И сейчас, когда с уничтожением носителей исторической памяти исчезло само чувство исторической правды, издание таких книг, пусть и запоздалое, крайне важно для нашей страны.
На вечере также выступили директор института генеалогических исследований Игорь Сахаров, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, кандидат исторических наук Павел Рогозный, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров. Вела вечер сотрудница издательства культурно-просветительского фонда «Преображение» Анна Лепёхина.
Книга имеет гриф издательского совета Русской Православной Церкви.