Концерт-размышление, посвященный столетию русской катастрофы, прошел в Воронеже

02 ноября 2017
На концерте-размышлении «1917. Послушайте!» воронежцы услышали фрагменты художественных произведений и дневниковых записей начала XX века, вспоминали о событиях столетней давности и размышляли о покаянии, надежде и «собирании русского человека»

«Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь», – писал гениальный русский поэт Борис Пастернак в своем знаменитом романе «Доктор Живаго». Его слова буквально воплотились в рамках концерта-размышления «1917. Послушайте!», прошедшем 1 ноября в воронежском ДК Железнодорожников. Зрители услышали голос свидетелей 1917 года, размышлявших о смерти и пронесших свет жизни и Воскресения через все свое творчество.

«Концерт посвящен столетию русской революции, началу беспрецедентных гонений на православную церковь, а также он приурочен ко Дню памяти жертв советских репрессий», – отметил Алексей Евстигнеев, председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского, один из ведущих вечера.

Ведущие концерта Нина-Инна Ткаченко и Алексей Евстигнеев
Ведущие концерта Нина-Инна Ткаченко и Алексей Евстигнеев

«Произошедшие трагические события еще долго будут осмысляться, но год столетия революции должен стать особенно важным для такового осмысления. Вглядываясь в эти трагедии, мы задаемся вопросом: как такое могло произойти? Почему жители одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию?» – эти слова патриарха Кирилла, сказанные 30 октября на открытии Стены скорби в Москве, процитировал протоиерей Андрей Изакар, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Лискинской епархии. Также отец Андрей передал благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия.

Протоиерей Андрей Изакар вспомнил первую жертву после октябрьского переворота – протоиерея Иоанна Кочурова, зверски замученного большевиками на глазах у его сына: «С этого человека открылся длинный мартиролог новомучеников и исповедников Русской церкви. Вскоре гонения на церковь приобрели характер планомерной политики, которая была направлена на полное ее уничтожение. В последующие годы каждый второй священник был расстрелян».

Священник Алексей Иванников, руководитель Отдела по культуре Воронежской епархии, заслуженная артистка России Наталья Шевченко, протоиерей Андрей Изакар
Священник Алексей Иванников, руководитель Отдела по культуре Воронежской епархии, заслуженная артистка России Наталья Шевченко, протоиерей Андрей Изакар

Концерт начался с минуты молчания в знак памяти тех, о ком поэт Осип Мандельштам сказал: «Миллионы убитых задешево».

В концерте приняли участие священник Алексей Иванников, заслуженная артистка России Наталья Шевченко, поэт Галина Умывакина, дьякон Павел Строков, Юлия Штонда, Евгений Федосов, а также воронежские музыканты: заслуженная артистка России Елена Петреченко, Лариса Вахтель, Евгений Колкунов, Елена Попова, Лариса Осипова.

Концерт начался с минуты молчания в память жертв советских репрессий. После чего возникла своеобразная перекличка Льва Троцкого и Ивана Бунина, размышлявших об изменениях, пришедших в нашу страну в 1917 году. Лев Троцкий писал: «На погребальных обломках России мы станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени… Наши дети, внуки и правнуки будут говорить об этих днях, как о начале новой эпохи в истории человечества». И как бы ответом на его мысли звучат слова Ивана Бунина в очерке «Окаянные дни»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»

Собравшиеся в зале зрители размышляли в этот вечер о начале «новой эпохи» – эпохи гонений на Русскую православную церковь, полной тьмы, жестокости и непросвещенности, а также попытались приблизиться и представить себе ту Россию, которую потеряли.

Свидетельства, звучащие со сцены, все больше и больше показывали масштаб русской трагедии ХХ века. «Общая масса поддалась какому-то гипнозу, что вот настало время, когда все можно, когда грабить и убивать, – совершенно позволительно, когда вообще все расхлесталось; и шли на грабеж и убийство, с какой-то непонятной наивностью и невинностью», – пишет Елизавета Кузьмина-Караваева.

Действия новой власти в ту кровавую эпоху говорили сами за себя. Княгиня Наталья Владимировна Урусова так вспоминает Ярославское восстание: «…пришел приказ ни одной души из города не выпускать, даже женщин и детей, закрыть все заставы и сжечь город, этот старинный город Ярославль, известный в истории России своими древними церквами и старинной архитектурой, со всеми жителями! Факт неоспоримый, который если будет когда-нибудь бесстрастный суд истории, откроет глаза миру на ту власть, которой легкомысленные с одной стороны и глубоко продуманные умы с другой предали царскую Россию».

Ради чего ее предали? Ради призрачного ««светлого будущего», которое будто бы должно родиться именно из этого дьявольского мрака…», – пишет Иван Бунин.

В декабре семнадцатого года
Все потеряли мы, любя;
Один ограблен волею народа,
Другой ограбил сам себя…

О.Э. Мандельштам, 1917 г.

Необратимые изменения начались в душе, в личности русского человека. В нем что-то умерло. Все живое, настоящее, светлое стало как бы сокрыто.

«Революцию я пережил трагически, как гибель того, что было для меня самым дорогим, сладким, радостным в русской жизни, как гибель любви», – пишет протоиерей Сергий Булгаков. А Николай Бердяев вслед ему добавляет: «Появился новый антропологический тип, в котором уже не было доброты, расплывчатости, некоторой неопределенности очертаний прежних русских лиц. Это были лица гладко выбритые, жесткие по своему выражению, наступательные и активные».

Но ведь нужно жить дальше и нужно искать надежду. Луч такой надежды мы можем увидеть в словах Михаила Пришвина, который отвечая на вопрос «Что же нам делать?» в своем Дневнике пишет: «Нужно собирать русского человека, как землю собирали цари. …Нашего, русского человека, в русском, думаете, нет человека – есть! Только теперь он невидимый».

С чего начать нам это собирание? Ответом прозвучали со сцены слова Наталии Дмитриевны Солженицыной: «Нам Бог дал эту землю и язык: наши предки растили, накапливали, окультуривали. Мы спустили все это. Уничтожили друг друга. Как за это не каяться?» Мы понимаем это покаяние как наше совместное возвращение на путь Жизни, в котором теперь все мы особенно нуждаемся.

Квартет: Евгений Колтунов (аккордеон), Елена Попова (фортепиано), Лариса Осипова и Елена Галкина – в центре – (скрипка)
Квартет: Евгений Колтунов (аккордеон), Елена Попова (фортепиано), Лариса Осипова и Елена Галкина – в центре – (скрипка)

Вечер завершился покаянной молитвой о России А.И. Солженицына, которую сопровождал видеоряд «Россия, которую мы не знаем». Фотографии представителей ушедшей эпохи сменяли друг друга: патриарх Московский и всея Руси святитель Тихон (Беллавин), император Николай II и его семья, преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, русский поэт Николай Гумилев, русский религиозный философ Николай Бердяев, певец Федор Шаляпин, академик Дмитрий Лихачев, изобретатель телевидения Борис Розинг, поэт Осип Мандельштам, основоположник космонавтики Сергей Королев, поэт Марина Цветаева, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын и еще множество прекрасных лиц наших гениальных соотечественников… Зрители в зале и участники вечера на сцене приветствовали этот ряд стоя.

Глядя на них невозможно сдерживать слезы скорби и покаяния. Каждого из них коснулось «красное колесо» ХХ века: кто-то был вытеснен, буквально изгнан из родной страны, кто-то испытал весь ужас лагерей и тюрем, кто-то был запуган, замучен, убит, расстрелян… Мы все каемся и просим Бога простить нас за каждого из них, но мы и благодарим за тот свет, достоинство и высоту духа, свидетельство памяти, которые они явили в своей жизни и донесли до нас. И в этом труде осмысления истории, покаянии и любви заключена вся наша надежда на собирание и возрождение русского человека.

Концерт сопровождался выставками в фойе: выставкой «Красная Пасха 1917», галереей портретов, подготовленных к Дню памяти жертв репрессий 30 октября, а также портретами с цитатами о покаянии за историю выдающихся мировых и русских деятелей культуры, церкви и общества.

Организаторы концерта: Комиссия по канонизации святых Воронежской епархии, малые православные братства по имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского, Отдел по культуре Воронежской епархии.

Неонила-Нелля Бедеркина, Юрий Крапивин

 

Фото Юрия Крапивина
Заслуженная артистка России Елена Петриченко (сопрано) и Лариса Вахтель (фортепиано)
Заслуженная артистка России Елена Петриченко (сопрано) и Лариса Вахтель (фортепиано)
Священник Алексей Иванников, руководитель Отдела по культуре Воронежской епархии
Священник Алексей Иванников, руководитель Отдела по культуре Воронежской епархии
Дьякон Павел Строков
Дьякон Павел Строков
Поэт Галина Умывакина, председатель воронежского отделения Российский писателей
Поэт Галина Умывакина, председатель воронежского отделения Российский писателей
В центре – Вячеслав Битюцкий, председатель воронежского отделения общества «Мемориал»
В центре – Вячеслав Битюцкий, председатель воронежского отделения общества «Мемориал»
конец!