Когда наши церкви поднимают глаза

29 августа 2017
Как христианам вместе противостоять агрессии зла?

Одним из принципиальных вопросов о силе и слабости исторического христианства был и остается вопрос о том, удается ли христианам разных конфессий реальное противостояние агрессии зла в мире? Ответить на него не просто, хотя бы потому, что сами христиане много веков не могут справиться со злом внутреннего разделения церкви, разлучены множеством вероучительных, конфессиональных, а то и государственно-национальных, политических перегородок. Это часто ставят в упрек христианам, наряду с неумением воплотить в своей жизни высокие евангельские идеалы мира, любви и свободы. «Труднее всего, – как писал Николай Бердяев, – осуществить в жизни религию любви, но от этого сама религия любви не менее высока и истинна». Осуществляемая труднее всего, религия любви все же действует в мире, и каждый современный пример христианской любви, противостоящей ненависти, драгоценен.

Поделиться такими примерами собрались христиане разных конфессий на площадке «На пути к единству» III-го международного фестиваля «Преображенские встречи. Время новой соборности», прошедшего в Москве 19-20 августа.

Журналист из Мадрида Сантьяго Мата рассказал о «католическом холокосте» во время Гражданской войны в Испании в 30-е годы ХХ столетия. «Они добровольно принесли свою жизнь в жертву, и некоторые мученики употребляли это выражение (холокост – О.Г.) в своих письмах. Кощунственное разорение, которое пережила церковь в Испании, было таким, что делегат испанских красных, посланный на конгресс безбожников в Москву, мог заявить: "Испания намного превзошла Советы и сделанное ими, поскольку церковь в Испании полностью уничтожена"». Сегодня в Католической церкви беатифицированы 1706 мучеников «испанского холокоста», однако, по мнению Сантьяго Мата, прославление идёт слишком медленно и это делается намеренно: «Стремясь простить зло, забыли и добро». Внутри церкви есть страх, что прославление мучеников обернётся в народе желанием обвинить убийц и жаждой отмщения. Поэтому память о мучениках, их почитание в народе во многом были утрачены.

Сантьяго Мата, журналист и писатель
Сантьяго Мата, журналист и писатель

Рассказывая об остановке жесточайшей войны в Руанде, где в противостоянии между племенами хуту и тутси за 100 дней было уничтожено около миллиона человек – шестая часть населения страны, руководитель представительства Общины св. Эгидия в России Алессандро Салаконе вспомнил о хранящейся в храме св. Варфоломея в Риме Библии: «Эта Библия принадлежала одному семинаристу, который во время этого геноцида не захотел отделиться от семинаристов другой этнической группы, и когда вошли солдаты и сказали: "вот вы, хуту, идите, мы вас спасем от тутси", они не захотели разделиться. Их убили зверски, тем более что весь этот геноцид в Руанде был совершен топором…» Известная служением миротворчества в Мозамбике, Косово и других горячих точках, Община св. Эгидия собрала в Руанде в одну небольшую общину представителей враждующих племен, чтобы создавать закваску нового мирного общества.

«Мы старались искать тех, кто и во время войны, и во время мира не имеют этнической принадлежности. Это были беспризорные дети, это были нищие – люди, которые, к сожалению, страдают одним и тем же образом и в мирное время, и во время войны. Собирали как раз этих христиан вокруг логики примирения для созидания будущего. Я думаю, что эта логика могла бы быть и сегодня использована в Европе христианами разных христианских конфессий. В конце концов, христиане объединены, когда они смотрят не на свое поле, а когда они смотрят вокруг. Сегодня страдают христиане в Сирии, страдают в Ираке. Когда наши церкви поднимают глаза, остается меньше времени, чтобы спорить между собой», – рассказал Алессандро Салаконе. 

Пьеранжело Торричелли, представитель итальянского христианского движения ACLI (Ассоциации христиан трудящихся Италии); Алессандро Салаконе, руководитель представительства «Общины св. Эгидия» в России
Пьеранжело Торричелли, представитель итальянского христианского движения ACLI (Ассоциации христиан трудящихся Италии); Алессандро Салаконе, руководитель представительства «Общины св. Эгидия» в России

Последнее столетие с жестокой очевидностью показывает необходимость в качественно новом осмыслении христианского единства как воплощения призвания Церкви ходатайствовать за этот мир, вступивший в ХХ веке в полосу небывалых духовных, социальных и геополитических потрясений. Ещё в 30-е годы прошлого века, размышляя о соборности, преподобномученица Мария (Скобцова) писала в журнале «Православное дело»: «Мир вступил в полосу катастроф, которые кажутся нам апокалиптическими. Мы не знаем еще, каков их смысл... Но нам ясно одно. Христиане не имеют права спасаться от бури в укромных местах. Церковь призвана быть Одигитрией, водительницей человеческого рода. Она одна может дать ответ на все вопросы, которыми больно человечество».

В другой своей статье в том же журнале мать Мария написала: «…нам чужда религия личного спасения как центральной задачи христианства, нам ясно, что Христос пришел спасти всех и среди всех лично каждого, нам ясно, что не один человек составляет Тело Христово, а все Его человечество в общении соборном всех членов этого Тела… Соборность дает нам незыблемые основания для социального дела в православии».

На этом основании, как явствовало из рассказов участников фестивальной площадки, занимаются служением бедным в детских домах Индии, Бирмы и Непала христиане из благотворительного фонда «Путь милосердия» города Нижневартовска и Международного христианского Фонда «Варнава», который более двадцати лет помогает гонимым христианам в разных странах мира, предоставляя помощь нуждающимся разных церквей, общин и отдельным христианам. Об этом подробнее рассказал баптистский пастор Фёдор Мокан: «Сегодня 200 миллионов христиан переживают дискриминацию разного вида. 100 000 христиан каждый год дополняют количество убиенных. За полтора часа, за то время, что будет идти наша встреча, примерно 18 человек дополнят число мучеников».

Пастор Фёдор Мокан; соведущий встречи Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»; соведущая встречи Лариса Мусина, заведующая кафедрой Священного писания Свято-Филаретовского института
Пастор Фёдор Мокан; соведущий встречи Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»; соведущая встречи Лариса Мусина, заведующая кафедрой Священного писания Свято-Филаретовского института

Об одной из самых острых проблем современности – борьбе с мафией, давно перешагнувшей границы Италии, рассказал на встрече Пьеранжело Торричелли, представитель Ассоциации трудящихся христиан Италии (ACLI), член совета ACLI Комо. Пьеранжело упомянул слова судьи Джованни Фальконе, погибшего от рук мафии в 1992 году, который, отвечая журналисту на вопрос, является ли мафия неизлечимым злом, сказал, что мафия – это феномен человеческий, социальный, политический и экономический, и, следовательно, ее можно победить.

«В истории мы видели и печальный пример сообщничества между мафией и Церковью… Например, когда во время религиозного шествия в некоторых городках южной Италии священнослужители кланяются перед домами боссов мафии. Христиане других конфессий, в частности вальденсы, уже в течение многих лет вслух осуждают присутствие мафии, и это, безусловно, отличный источник единства между всеми итальянскими христианами. Необходимо, чтобы церкви вместе приняли ответственность за эту социальную проблему, и это может стать источником единства», – сказал Пьеранжело Торричелли.

Одним из эффективных способов противодействия мафии стало учреждение туринским священником доном Луиджи Чиотти, занимавшимся реабилитацией наркозависимых, ассоциации Libera («Свобода»). Libera инициировала закон, который позволяет имущество, конфискованное у мафиози, передавать благотворительным и общественным организациям. Так, например, выращенный на конфискованных землях урожай продают с маркой Libera в недорогих магазинах, и люди видят плоды законной борьбы с мафией.

«Важно помнить фундаментальные ценности Евангелия, – сказал в заключение Пьеранжело Торричелли, – потому что в первую очередь именно христиане должны с мужеством отвергать всякого рода попустительство, подчинение, шантаж, двусмысленность, демонстрируя тем самым свою веру. Христиане больше, чем другие, должны чувствовать, что молчание и безразличие могут питать всякого рода криминальную деятельность».

Елена Майзиль, переводчик; Пьеранжело Торричелли, представитель Ассоциации трудящихся христиан Италии
Елена Майзиль, переводчик; Пьеранжело Торричелли, представитель Ассоциации трудящихся христиан Италии

Подводя итоги встречи, ее ведущая Лариса Мусина, заведующая кафедрой Священного писания СФИ, поблагодарила выступавших за примеры творческого и мужественного действия христиан перед лицом зла: «Это особенно важно для нашей страны, потому что силы зла в нашей стране в прошедшем веке были так велики, что люди стали чувствовать себя полностью бессильными перед ним».  

Лариса Мусина, заведующая кафедрой Священного писания СФИ
Лариса Мусина, заведующая кафедрой Священного писания СФИ

***

Послесловием к данному событию стало письмо одного из участников фестиваля Сантьяго Мата к генеральному директору компании «Аэрофлот» Виталию Савельеву, написанное по возвращении из России. В письме испанский журналист и заведующий кафедрой католической религии в Институте среднего образования им. Нарсиса Монтуриола просит Савельева задуматься над символикой серпа и молота в эмблеме авиакомпании.

В частности, он пишет: «Изображением серпа и молота на форме Ваших сотрудников и даже на упаковке пирожных Ваша компания продлевает в умах и жизни присутствие диктатуры, которая ввергла Вашу страну в ужасные страдания... Я думаю, что многие Ваши сотрудники пережили коммунизм на своей шкуре или через своих родителей, а Вы не даете им освободиться от этой метки, которая как номер на руке у зэка в концлагере. Вы заставляете людей носить серп и молот на фуражках, на груди и на рукавах униформы и тем самым в голове, в сердце и руках, как будто Вы хотите все время напоминать им, что они были рабами, не интересуясь, будут ли они свободными. Надеюсь, что я ошибаюсь. Но, по крайней мере, дайте нам – тем, кто пользуется вашими услугами, – возможность съесть пирожное без серпа и молота, потому что то, которое я съел, думаю, не переварится у меня в желудке. Бог будет судить нас всех, но еще есть история вашего народа, которая может включить Вас в число тех, кто сделал что-то для уважения достоинства своих граждан, или стереть Ваше имя с презрением, если Вы ничего не сделаете».


Олег Глаголев


Фото Бориса Левицкого

конец!