1 августа в Томской областной универсальной научной библиотеке им. А.С.Пушкина прошла встреча членов молодежного «Круга» Преображенского братства с жителями города, посвященная теме жертв политических репрессий в России ХХ века.
Разговор начался с презентации книг Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек?». Эти книги – документ не только жизни в ГУЛАГе, но и всей советской эпохи. Вся история жизни Евфросинии Керсновской отражена в этих мемуарах, иллюстрированных автором.
На встрече присутствовала интеллигенция города Томска. Василий Ханевич, директор Томского музея истории политических репрессий, поделился, что лично для него Евфросинии Керсновская является тем человеком, с которого надо брать пример, хоть это и очень трудно – жить по тем принципам, по которым жила сама Евфросиния Антоновна. Вспоминая о ее словах, – «человек стоит столько, сколько стоит его слово», – Василий Антонович отметил, что далеко не все, прошедшие ГУЛАГ, смогли жить по этим принципам. Примерами стойкости могут быть Варлаам Шаламов, Александр Солженицын, Евфросиния Керсновская, которая была депортирована в Томскую землю. Собирая материалы о жизни Евфросинии Керсновской, Василию Антоновичу удалось ознакомиться с ее личным делом, которое только подтвердило, что она никогда не шла на компромиссы, боролась за справедливость, всегда говорила открыто, отстаивая правду.
На встрече присутствовал также свидетель тех страшных событий, которые происходили в России – Вадим Макшеев, член совета Историко-просветительского общества «Мемориал» г. Томск, писатель, автор двенадцати книг, около 70 очерков, повестей и рассказов. Вадим Николаевич рассказал о своей жизни, о том, как его семья жила в это трагическое время. Он единственный из семьи остался в живых, после того, как его отца обвинили в том, что он был белым офицером, начальником дружины скаутов и монархистом. Отец не прожил в лагере и пяти месяцев, мама и сестра умерли от дизентерии. Вадим Николаевич видел своё «дело», это документ на 53 страницы, в котором обозначено обвинение – «сын белого офицера».
Дискуссия продолжилась за чаем, где все участники встречи задавали вопросы и обменивались мнениями о прошедшей встрече. На просьбу пожелать или посоветовать что-либо участникам встречи Вадим Макшеев ответил: «Я не умею напутствовать и советовать, закончу тем, что, честное слово, просветлела моя душа от общения с вами!»
СПРАВКА
Евфросиния Керсновская родилась в 1907 году в Одессе в дворянской семье. Вместе с братом получила хорошее воспитание (старший брат Антон стал впоследствии историком русской армии в Русском Зарубежье). В 1919 году семья бежала от преследования большевиков и переехала в родовое имение в Бессарабию (на тот период – часть Румынии), где после окончания гимназии Евфросиния занялась пришедшим в упадок хозяйством.
После ввода советских войск в Бессарабию в 1940 году мать и дочь Керсновских, как бывших помещиков, выгоняют из дома, а в 1941 году, как многих бессарабцев, Евфросинию ссылают в Сибирь на лесоповал. Там она, не желая мириться с несправедливостью, пытается искать правду, вступается за слабых, за что ей самой грозит голодная смерть. Евфросиния решается на побег. Прежде чем ее схватили, она прошла по тайге полторы тысячи километров. Ее судят, приговаривают за побег к высшей мере, но заменяют расстрел десятью годами исправительно-трудовых лагерей. В Норильском лагере Керсновская по собственной воле занималась самым тяжелым трудом – шахтерским. Там она чувствовала себя внутренне свободнее – «подлецы под землю не спускаются».
После освобождения из ссылки Керсновская жила в Ессентуках. В 12 толстых тетрадях она рассказала о годах, проведенных в ссылках и тюрьмах, дополнив рукопись сотнями рисунков. Затем она создала альбомный вариант (также 12 тетрадей), а в конце 70-х годов проиллюстрировала шеститомную самиздатскую машинопись, сделанную ее московскими друзьями. Евфросиния Керсновская ушла из жизни в 1994 году и похоронена в Ессентуках.
По материалам сайта www.gulag.su