«Будем назидать друг друга, дабы соделаться нам живыми камнями в здании Церкви»

17 июля 2013
14 июля в библиотеке Никольского кафедрального собора состоялась встреча, посвященная праведникам и святым, жившим, учившимся или служившим в Камышине

Эта встреча – шестая из цикла встреч о святых новомучениках и исповедниках Российских, которые подготовили прихожане собора – члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское братство). Встреча в этот раз была о двух священномучениках: Иакове Горохове, который родился и вырос в Камышине, был священником в Камышинском Вознесенском соборе и законоучителем в Камышинском реальном училище, и Феофане (Ильменском), епископе Соликамском, в детстве жившим в с. Мокрая Ольховка Камышинского уезда.

О трагичной и полной событиями жизни пастыря и законоучителя протоиерея Иакова Петровича Горохова рассказала собравшимся преподаватель Свято-Филаретовского института Наталья Адаменко. Иаков Петрович Горохов родился в Камышине в 1880 году в семье протоиерея Петра Горохова. Его отец позже был настоятелем Благовещенского (ново-)девичьего монастыря в Астрахани. Также он был членом Астраханского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, которое занималось активной внутренней миссионерской деятельностью в Астраханской губернии в конце XIX – начале XX в. Обществом была выработана целая система миссионерской деятельности, включавшая в себя миссионерские беседы, проповеди миссионерского содержания, чтения религиозно-нравственного содержания, издание и раздачу миссионерских листков и брошюр. Иаков Петрович окончил Астраханскую духовную семинарию и работал старшим преподавателем в двухгодичной школе в с. Александровка (ныне райцентр Ставропольского края). В 1904 году он оставил это место, переехав в Москву с женой и дочкой, и поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1911 году. Среди близких знакомых семьи по Академии был тогда и известный русский ученый, богослов и философ священник Павел Флоренский, также принявший мученическую кончину в застенках НКВД. После того как Иаков Петрович окончил Академию, семья переехала в Царицын, относившийся в то время к Саратовской епархии. Приняв священный сан, о. Иаков служил в г. Царицыне в церкви у пассажирской пристани (позже разрушенной), одновременно преподавая в гимназии.

В 1915–1916 гг. о. Иаков служил законоучителем в Камышинском реальном училище, являлся протоиереем Камышинского Вознесенского собора (который в 1937 году был разобран на кирпичи для постройки школы) и состоял в должности епархиального миссионера. В 1916 году прот. Иаков Горохов по личному прошению был перемещён по службе из Камышина в Успенский собор г. Царицына. В своём прошении он указал на одно важное для него обстоятельство: исполнение должности настоятеля Успенского собора он связывал с законоучительскими обязанностями в Царицынской женской гимназии.

Прот. Иаков Горохов был в 1916–1921 гг. одним из выдающихся пастырей Царицына, сочетавшим служение в соборе, активную общественную деятельность, публичные выступления и преподавание Закона Божия в учебных заведениях Царицына.

В 1918 году он стал первым настоятелем открытого в том же году Александро-Невского собора в Царицыне. Это был самый большой храм в Царицыне, высотой около пятьдесят метров. Богослужения шли и при большевиках, а в 1919 году перед храмом маршировали войска барона Врангеля и генерала Деникина. Можно сказать, что с момента освящения собора начинается его печальная история. В 1929 году храм как «оплот черносотенцев и мракобесия» закрыли, сняли кресты, заменив их красными флагами. В соборе разместили автобазу, планировали разместить в нем центральную библиотеку или краеведческий музей. Затем решили взорвать, что и осуществили 21 марта 1932 году, а кирпичами замостили центральные улицы.

Прот. Иаков Горохов был одним из немногих священников, отказавшихся покинуть Царицын после ухода белых в 1919 году. Оставшись в городе со своими прихожанами, он подверг себя смертельной опасности. Первый раз большевики арестовали батюшку за то, что он на ектении поминал императора Николая II. Первоначально его заточили на баржу, стоящую у берега Царицы, потому что тюрем не хватало. Заключённых содержали в трюме, на пол были постелены доски, под ними плескалась просочившаяся через обшивку вода. Ни нар, ни коек не было, люди сидели и спали прямо на полу. Ночью чекисты с фонарями в руках спускались в трюм, выкрикивали имена, если кто-нибудь не сразу откликался, его били нагайкой. Потом жертву отвозили в дом купца Голдобина, где проводились расстрелы. Иногда убийство проходило тут же, на берегу: человека заводили по колено в воду и рубили голову шашкой. В тот раз эта участь миновала отца Иакова – в город вошли белые.

С возвращением красных в феврале 1920 года отца Иакова ждал новый арест. Но во время краткого пребывания в городе белых, батюшка, невзирая на риск, спас несколько красноармейцев и коммунистов, их спасение стало и его спасением. Священника простили, но держали под присмотром. И через год чекисты уличили отца Иакова в «контрреволюционной» переписке. Его арестовали 21 апреля. На следующий день уполномоченный секретарь Царгубчека Беленков предъявил священнику обвинение в контрреволюционной деятельности. Окончательно его судьбу решил приплывший в Царицын на пароходе М.И. Калинин. На допросе он спросил о. Иакова, как он относится к Советской власти. «Я приемлю Советскую власть как наказание Божие», – ответил священник и был приговорен за это к расстрелу.

31 мая 1921 года в два часа ночи прот. Иаков Горохов был расстрелян большевиками по постановлению Царицынской губчека. Шофер, отвозивший на расстрел о. Иакова и еще семерых осужденных, рассказывал, что по дороге остальные приговоренные плакали и просили батюшку помолиться за них. Он успокаивал их: «Не бойтесь смерти, вы же правду несете». После расстрела прихожане о. Иакова пытались найти убитых, чтобы достойно похоронить их, но никого не нашли. Царицынский новомученик Иаков Горохов был канонизирован Русской православной церковью (зарубежной) в 1981 году.

Кирилл Коновалов, выпускник Богословского колледжа при СФИ, рассказал о новомученике епископе Соликамском Феофане (Ильменском), в миру – Сергее Петровиче Ильменском. Родился он в 1867 году в семье дьякона Саратовской губернии, который служил в Камышинском уезде. С раннего детства он рос на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины и дяди-священника, заменившего ему отца. Закончил Саратовскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию, получив степень кандидата богословия. В 1892 году он был рукоположен в священники, после чего около двадцати лет трудился законоучителем в различных светских школах Саратовской губернии. Овдовев, решил принять монашество, и с 31 августа 1913 года был зачислен в братство Волоколамского монастыря. 12 августа 1914 года – смотритель Балашовского духовного училища. В этом же году пострижен в монашество с именем Феофан и возведен в сан архимандрита. С 5 сентября 1916 года – ректор Пермской духовной семинарии. Прибыв пароходом в Пермь 5 октября 1916 года, архимандрит Феофан обратился с амвона к своим новым подопечным и воспитанникам со словами: «Я – ничто, все благое во мне соделывает благодать Божия. Готов потрудиться при содействии и помощи сей благодати и среди вас. Будем назидать друг друга, дабы соделаться нам живыми камнями в здании Церкви Господа Иисуса Христа». Простота и сердечность, отеческая забота о нуждах своих учащихся стяжали архимандриту Феофану общую любовь, несмотря на короткое время его службы в семинарии.

26 февраля 1917 году он был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Новопосвященному епископу Феофану был вручен древний архиерейский жезл свт. Стефана Великопермского – просветителя и миссионера. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и бесстрашным обличителем безбожия. До начала августа 1917 года, когда епископу Феофану потребовалось приступить к временному замещению епископа Андроника, отправившегося на Поместный Собор Церкви, он почти не выезжал за пределы своего викариатства. После ареста архиепископа Андроника 17 июня 1918 года он переехал в Пермь и 22 июня принял управление Пермской епархией.

28 января 1918 года в Перми был опубликован декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В знак протеста по поводу издания этого декрета, 4 февраля 1918 года состоялся «небывалый по многолюдству и одушевленности крестный ход по поводу воздвигнутого гонения на церковь. Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения. Во главе – епископ Феофан. «Порядок полный» – писали «Пермские епархиальные ведомости». С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошли около 3 тысяч человек. По свидетельству очевидцев, из толпы раздавались голоса: «Большевики хотят разрушить православную Церковь, отнять у нас духовное утешение, изгнать священников, запечатать храмы. Они безбожники!»

В конце лета 1918 года епископ Феофан был арестован. 24 декабря 1918 года, за несколько дней до того, как войска адмирала А.В. Колчака заняли Пермь, был казнен большевиками. Перед смертью он был подвергнут изощрённым мучениям. Чекисты в тридцатиградусный мороз многократно погружали его в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пять мирян. Священномученик Феофан был причислен к лику местночтимых святых Пермской Епархии в 1998 году и прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Подготовлено с использованием опубликованных в Интернете материалов.
Прот. Иаков Горохов
Прот. Иаков Горохов
Еп. Феофан (Ильменский)
Еп. Феофан (Ильменский)
г. Царицын, 1920-е гг.
г. Царицын, 1920-е гг.
Вознесенский собор, г. Камышин, 1906 г.
Вознесенский собор, г. Камышин, 1906 г.
Александро-Невский собор, г. Царицын
Александро-Невский собор, г. Царицын
Встреча в библиотеке Никольского кафедрального собора, 2013 г.
Встреча в библиотеке Никольского кафедрального собора, 2013 г.
 
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще