Ночью 12 февраля поезд Москва-Владивосток увозил часть нашей общины в Кострому.
Опорными пунктами в нашем плане были лишь время прибытия поезда рано утром, отбытие обратно в столицу и время панихиды по славному сыну земли русской Александру Дмитриевичу Самарину. Потому уже в Костроме, совершая на рассвете утреннюю молитву у стен ещё не открытого по причине раннего времени храма Спаса Всемилостивого в Рядах, мы молились и том, чтобы Господь руководил нас согласно своей благой воле. И через несколько часов, принимая причастие в Богоявленском соборе Анастасиинского монастыря, держа в котомке подарок от игуменьи - огромную богородичную и девятичинную просфоры, поняли, что Господь милостью благословляет наше пребывание на Костромской земле.
Позже, перебравшись на другой берег реки Костромы, получили подлинное наслаждение от великолепной росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Там же в музее пересеклись с экскурсией проводимой о.Дмитрием Сазоновым для приехавших на панихиду потомков Самарина и их друзей.
Панихида состоялась в честь 150-летия Александра Дмитриевича на старом кладбище, от которого мало что осталось. Торжественно открытый памятник довольно сиротливо стоял посреди заснеженного парка, как укор нашему всеобщему беспамятству.
Служил панихиду митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, который по завершении сказал достойную поминальную речь и пригласил всех за круглый стол, посвященный памяти Александра Дмитриевича, в мэрию. Там в актовом зале от мэра Костромы Вячеслава Жулина собравшиеся услышали, как значимо для города это событие, а потомки рода Самариных и все кто помогал в деле увековечения памяти этого благороднейшего человека, поделились своими воспоминаниями и мыслями, также рассказав немного и о себе. Во всем чувствовалось по настоящему конструктивное взаимодействие церкви, культуры и общества в благом деле возрождении исторической памяти и достоинства русского человека.
После брифинга и краткой экскурсии у стендов посвящённых новомученикам и исповедникам российским состоялось деловое чаепитие, на котором глава города обсудил с собравшимися общественными и церковными деятелями и родственниками Самарина дела по дальнейшему сотрудничеству в сфере возрождения культуры и народной памяти в нашем обществе.
Отдельного упоминания заслуживает благоприятная атмосфера города - соразмерного человеку, неагрессивная, несуетливая, - такая в которой можно спокойно жить и трудиться во славу Божию. Единственное, что диссонирует это советские названия старинных русских улиц. В музее Ипатьевского монастыря на карте старого города видно как улицы назывались до безумной большевицкой власти. Улица до сих пор называемая улицей Ленина, ранее именовалась Еленинской. В связи с этим подумалось, что продолжить возрождение исторической памяти в городе Кострома, как и в других городах нашей необъятной родины можно даже не сильно меняя привычного звучания названий улиц.
И вот вновь ночной поезд вез нас полных благодарности за прожитый день домой. В голове еще звучали слова доброго прощания с организаторами юбилейного дня памяти Александра Дмитриевича и хотелось почитать подаренную ими, как авторами, книгу о Самарине, а сон уже клонил наши головы на белоснежные подушки РЖД…