На наших огласительных встречах меня иногда спрашивают, только ли о верующих христианах можно подавать записки на богослужении. Традиция молиться только за христиан возникла очень понятным образом. Внутренняя логика очень понятна. В христианском обществе, где все было очень четко, членом общества являлся только христианин, а все остальные — были как бы случайными или немножко неполноценными людьми. Это как раз следствие той самой симфонии церкви и государства, не очень добрым образом обернувшейся. И эта симфония привела к тому, что было спутано не только государственное и социальное, что особенно важно государственное с духовно-церковным, границы государства с границами Церкви. Когда такая путаница возникает, тогда воздвигаются те самые жесткие границы, которые перейти, действительно, невозможно. Это то же, что перейти границу без паспорта. Вот, пойди и перейди-ка границу без паспорта! Иногда можно, но кое-чего это может тебе стоить.
В то же время, нужно знать, где Церковь молится именно о церкви. Таинство существует в Церкви и для церкви. Поэтому в таинственной молитве, я считаю, не только некрещеных не надо поминать, но и неверующих крещеных тоже не надо поминать. Или ведущих недостойную жизнь, то есть отлученных от церкви. Но есть в церкви множество других молитв: на вечерне, на утрене, на панихиде, на молебне, на литургии оглашаемых. Там пожалуйста, молись за всех, что мы и делаем.