Когда в храм входит архиерей, сопровождаемый свитой, ему целуют руки, одевают на него то, что раньше носили византийские императоры. Я никак не могу связать это со словами Христа, который сказал, что ученики Ему друзья, а не рабы.
Считается, что епископ символизирует на богослужении Христа, но Христос не просил называть Себя владыкой. Если епископ претендует на то, чтобы быть образом Христа, то более несовпадающий с первообразом образ трудно представить. Христос, который спал в лодке или в саду, не имел постоянного жилья, общался как с состоятельными, так и с самыми бедными людьми, постоянно вращался в кругу маргиналов. И современный епископ, который ездит на авто представительского класса, общается с высшими чиновниками, живет в богатой резиденции.
Однажды я привез в Тобольск группу учеников православной гимназии. Мы с детьми были на архиерейском богослужении. В центре храма стоял владыка. Его постоянно фотографировал семинарист. Недалеко о т владыки стоял мужчина, похожий на бомжа. Фотограф подошёл к этому мужчине и попросил его отойти, а меня поставил на его место. Я был в костюме, галстуке, поэтому больше подходил для фото, чем какой-то бомж. В другой раз я был на съезде православной молодежи в Тюмени, и мы ждали владыку в храме Симеона Богоприимца. Вдоль коридора в два ряда выстроились курсанты милицейского училища. Когда зашёл владыка, два ряда курсантов сложили руки под благословение и склонили головы. Я представил Христа, который шёл бы между двумя рядами склонивших головы римских легионеров, и Понтия Пилата, встречающего Иисуса и приглашающего Его на банкет.
Как в таком случае можно понять слова Христа: “Вы знаете, что правители народов владычествуют над ними, и вельможи показывают свою власть. Но между вами пусть не будет так; но кто между вами хочет сделаться великим, пусть будет вам слуга, и кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам раб. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих” (Мф 20:25-27)? Оказывается, их можно понять с точностью до наоборот.
Многие сторонники клерикального устройства церкви уверяют, что иерархия была с самого начала. Это глубочайшее заблуждение. В церкви всегда были старшие, но старшинство и иерархичность — не одно и то же. Давайте разберемся, в чем же разница. Старший — это первый среди равных. Он такой же, как и все, его выделяют только особые дары старшинства. В дружеской компании, в разных неформальных сообществах всегда есть лидеры, старшие. Они принципиально такие же, как и все остальные. Иерархичность же подразумевает качественное различие между ступенями иерархии. Например, если мы возьмём социальную среду, то барин будет иерархическим лицом по отношению к крестьянину. Они из двух совершенно разных уровней социального бытия. Иерархичность не означает отсутствия перехода от одной ступени иерархии к другой. Теоретически и крестьянин может когда-то стать дворянином. Но это означает, что он перейдёт уже на другую ступень социальной лестницы. Деревенский же старейшина или староста — лицо неиерархическое, хотя является старшим.
В Ветхом Завете священник был лицом иерархическим. Он принципиально отличался от не священников. Когда народ претендовал на священнические функции, то жестоко карался Богом (16 глава Чисел). В Ветхом Завете между Богом и человеком есть посредники. И роль этого посредника играет иерархическое священство. То же самое есть во всех языческих религиях и культах. Жрецы и шаманы являются людьми другого онтологического уровня, имеющими особое посвящение, которого нет у остальных людей. В Новом Завете священство не отменяется, оно становится всеобщим. Уже нет нужны в посреднике между Богом и людьми. Точнее, этим посредником становится Иисус Христос.
Церковь никогда не была эгалитарным сообществом. В ней всегда были старшие и люди с разными дарами. Но ранняя церковь принципиально не была иерархичной. Иерархичность появляется постепенно, по мере редукции к Ветхому Завету и к копированию всякого рода иерархических лестниц и табелей о рангах любого государственного устройства или даже кланового. Учение о всеобщем священстве всех верующих во Христа все больше забывалось. Хотя в Новом Завете нигде священники не выделяются в особую касту. Пресвитер и епископы, упоминаемые в апостольских посланиях — это просто старшие среди равных. При этом мы видим в посланиях апостола Павла, что служение пресвитера или епископа менее значимо, чем, например, служение пророка или учителя.
Поэтому иерархичность глубоко противоречит природе церкви и евангельских отношений. (Кроме отношений "пограничных", связанных с язычниками, оглашаемыми, кающимися. Но это иерархия особого рода, когда христианин не превозносится над не узнавшим или потерявшим благодать Христову, а нисходит к нему. Да, крещенный человек - лицо иерархическое к некрещеному, в том смысле, что у него есть благодать Духа, которой нет еще у некрещеного и тем более у неверующего. Но после вхождения в Церковь всякая иерархичность прекращается). Иерархичность - это то, что нам необходимо творчески преодолеть. Конечно, я не считаю, что можно просто взять и завтра отменить иерархию. Я думаю, если это сделать, то церковь рухнет. Церковь сейчас устроена иерархично и по-другому жить не умеет. Поэтому если мы эту иерархию устраним, то скорее всего получим конгломерат мелких сект, дробящихся и враждующих между собой. А если мы иерархию оставим, то и это впоследствии приведет к разрушению церкви, так как противоречит ее природе. Просто во втором случае разрушение наступит в более отдаленном будущем. Следовательно, есть две крайности. Первая — волевым путем сверху убрать иерархию. Вторая — закрепить ее как незыблемую основу церкви. Оба пути тупиковые. Нам нужно стремиться к неиерархичности, но не через радикальные реформы и революцию, а через усиление и углубление соборности. Которая не есть просто онтологическое качество церкви, но напряжение, возникающее при живом общении христиан, их дружестве, умении делать вместе Божье дело и долго (до самой смерти) жить одной семьей. Она возможна только при возрождении всех церковных служений: миссии, катехизации, проповеди. В таком случае в церкви будет появляться сознательный и ответственный народ Божий, который вспомнит о своем царственном священническом служении. Царственное священническое омовением ног своим братьям, и с прислуживанием. Оно не боится никакого унижения, кроме греха. Что это служение скромных и кротких, так как наследуют землю именно старшие. Перед церковью стоит задача научиться распознавать своих настоящих старших. По поцелуям ли рук людей (с которыми многие ни разу не сидели за одним столом и не перекинулись парой фраз, кроме благословите владыка), они узнаются или как-то по-другому? Христос дал четкий критерий - по служению. “Кто между вами хочет сделаться великим, пусть будет вам слуга, и кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам раб. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих” (Мф 20:25-27).