В это серое и бесплодное время Господь дает нам поразительные дары

10 января 2014
Слово священника Георгия Кочеткова на Новогоднем молебне 31 декабря 2013 года

С наступающим Новым годом, дорогие братья и сестры!

Пришло время подвести какие-то итоги. Всякий год приносит нам новый опыт через множество событий, радостных и печальных. И нам надо делать из них выводы, чтобы сложить их в сокровищницы своего сердца. Мы должны всегда помнить, что мы начинаем новый год не с нуля, а продолжаем что-то, что Господь заложил в предшествующее время.

Если пытаться говорить обо всём 2013 годе, то здесь прямо-таки глаза разбегаются, потому что событий было действительно очень много — и в нашем братстве, и в институте, и на поприще катехизации, да и вообще в церкви и в обществе. И всё это для нас с вами важно и значительно.

Конечно, когда мы подводим итоги жизни нашего братства за этот год, мы прежде всего должны вспомнить страстотерпца отца Павла Адельгейма, убиенного в этом году. Но при этом мы должны больше всего чувствовать, что кровь мучеников — это семя христианства, и в этом смысле совершившееся — действительно победа и торжество Христова Духа! Убивающие тело не могут убить души человека, они не могут уничтожить то, что он сделал в течение всей своей жизни!

Отец Павел здесь — удивительный, святой пример для всех нас. Сейчас, после его кончины, уже можно давать какие-то определения, можно меньше стесняться громких слов. Обычно при жизни человека как-то стеснительно говорить о нем: «исповедник веры», «мученик»... Но ведь он действительно был таковым! Для нас он был не просто членом Попечительского совета института, не просто членом нашего Преображенского братства, хотя мы очень радовались тому, что именно в этом году (в самом начале года, за полгода до своей блаженной кончины) он вступил в наше братство и стал реальным, а не номинальным его членом, невзирая на все свои немощи, несмотря ни на какие обстоятельства. Он никогда не раздваивался и всегда всё успевал. Он всегда делал самое главное — неспешно, без суеты, спокойно, мирно и уверенно. И эту веру у него надо было бы позаимствовать, этой вере у него надо было бы поучиться! И я думаю, что у нас такая возможность есть. Его кончина привела к тому, что многие из тех, кто, может быть, раньше не читал его книг, не слушал его слов, не знал о его жизни, теперь наконец с ними познакомились.

Вообще же этот год был, конечно, и годом многочисленных юбилеев. В этом году мы праздновали 25-летие первой семьи-общины нашего братства. И это было очень важно, потому что это делает общинную жизнь в нашей церкви уже возродившейся церковной традицией. Этот год был и годом 25-летнего юбилея братства «Сретение». К положительным событиям этого года можно добавить еще и десятую годовщину обретения загородного дома Культурно-просветительского центра «Преображение», и пятилетие молодежного «Круга». Но при этом мы отмечали и такие события, как 20-летие начала открытых гонений на наше братство в церкви от лжебратий. Для меня в этом контексте было важно и 30-летие изгнания из Ленинградской духовной академии. Это, скорее, личная дата, но она тоже имеет определенное значение, пусть и не для всех. А двадцать лет непрерывных гонений — это, конечно, касается всех. И люди заинтересовались этой историей. Двадцать лет — это уже какой-то срок, пусть невеликий, пусть пока еще не очень исторический, но все-таки для жизни отдельного человека, для его судьбы, двадцать лет взрослой жизни — это большая, а иногда и большая часть его сознательной, ответственной жизни. И мы хорошо помним все те события, которые за эти двадцать лет происходили. И в этом году мы их специально вспоминали и разбирались в их последовательности, в их смысле, в их истоках и значении.

Да, дорогие братья и сестры, такие юбилеи, с одной стороны, чисто человеческие события, но с другой стороны, они позволяют нам увидеть какие-то исторические ритмы и почувствовать, что жизнь не стоит на месте. Когда мы изо дня в день, как нам кажется, делаем одно и то же, то может наступить момент, когда человек скажет: ну что же, ничего в жизни не меняется, так стоит ли прилагать какие-то особые усилия? А такие даты достаточно ясно показывают нам, что в жизни многое меняется и меняется радикально. И мы можем с радостью сказать, что даже самые печальные даты в нашей с вами истории — это даты не пустые. Они отмечают не просто какое-то несчастье, или недоразумение, или даже трагедию — ничего подобного! Это вехи того пути, который открывает Господь, и открывает не только для нас, но и для Своей Церкви, и даже не только для Церкви, но для всех наших ближних.

В этом году мы очень переживали за многих наших братьев и сестер и в то же время радовались победам, как было, например, в Нижневартовске. Девять месяцев наших братьев и сестер не причащали без всяких на то канонических оснований. Но все-таки эту тупиковую ситуацию удалось разрешить, причем впервые с прямой помощью Московской Патриархии, и сейчас наших братьев и сестер причащают. Кроме этого, события в Архангельске (в Заостровье), конечно, красной нитью прошли по всему этому году, и из них тоже пришлось делать определенные выводы. И здесь тоже, несмотря на определенные трудности, надо сказать «Слава Богу!», потому что эти события, хотя и очень напряженные, все-таки позволили нашим братьям и сестрам как-то встрепенуться, преодолеть свою расслабленность, свою бездвижность, бездеятельность и хоть как-то начать соотноситься с живыми реальными ритмами современной жизни церкви и народа. Там пока всё непросто, и вопрос с Архангельском не закрыт. Нам пришлось даже молитвенно способствовать его продвижению (конечно, не только этого вопроса, но и всех смежных с ним), когда мы по просьбе братчиков совершали молебны по определенным спискам тех людей, которым требовалось особое исцеление, душевное и духовное, начиная с митрополита Архангельского Даниила. Это не могло не вызвать реакцию. Молитва вообще очень действенна, ее очень замечают, и не случайно ее заметили больше, чем разные статьи и выступления. Такая искренняя молитва Богу за врагов оказалась очень действенной. Ведь Господь сказал: «Молитесь за врагов ваших», — и мы молимся. И мы чувствуем плоды этой молитвы. И мы очень надеемся, что наши архангельские братья и сестры также получат утешение от Господа, и у них не будет духовных потерь, а будут только духовные приобретения.

Одновременно с этим мы радовались и тому, что и не братские люди нашли в себе силы сопротивляться злу, как это было в Новодвинске. Молодцы! Люди действительно начинают просыпаться, начинают думать о своем настоящем и будущем — и смиренно, и дерзновенно. Им не хочется жить в рабстве, в которое народ Божий загоняют негодные псевдослужители и псевдобратья в церкви. Отчасти этому способствовали и многочисленные выставки, организованные нашим братством в различных городах, в том числе в Петербурге, в Александро-Невской лавре, где и сейчас проходит выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Эта выставка в этом году прошла во многих значительных местах: и в Музее современной истории России в Москве, и сейчас в Петербурге, и в Рязани, и в Воронеже, и в Туле, и даже в Ярославской области, — и нас это очень радует. Так же успешно проходила выставка «Неперемолотые». Она получилась какая-то незакрываемая. Мы уже много раз принимали решение закрыть ее — сколько же можно одну и ту же выставку возить по стране, — но она не закрывается. Она была и в Хабаровске, и в Комсомольске, и в двенадцати районных центрах Архангельской области, — где ее только не было в разных вариациях! И это замечательно. Эта выставка пошла, потому что она нужна людям, она им нравится, потому что в ней есть правда — часто трагическая, непростая, но настоящая, живая.

Мы также были рады тому, что, пусть и в меньшем масштабе, но люди стали воспринимать и такие выставки, как «Он не преклонился перед силой факта» о Николае Николаевиче Неплюеве и его Крестовоздвиженском братстве. Эта выставка тоже прошла и в Архангельске, и в Петербурге. А еще была замечательная выставка в Пскове, которая называлась «Граждане Божьего града». И я очень надеюсь, что она также поедет дальше по стране. Ну, и особенно в этом году вспоминается, конечно, та выставка, которую мы приурочили к 85-летию одного из наших старейших членов братства — Ефросиньи-Ларисы Галкиной. Это было действительно замечательное событие, потому что ее творчество радовало, ее творчество вселяло какое-то удивительное вдохновение и надежды. И мы успели провести выставку до ее кончины, которая также произошла в этом году, в те же дни, что и убийство отца Павла. Но мы всё же успели открыть эту выставку и порадовать ее прекрасными произведениями и ее саму, и друг друга. Нам также было очень радостно, что коллекцию своих картин и всех художественных произведений, что у нее были, она преподнесла в дар братству, а среди них есть вещи музейного уровня.

Говоря о событиях этого года в братстве, наверное, надо упомянуть и те книги, над которыми мы трудились и которые издали в этом году. Это более десятка наименований. Среди них особенно хочется выделить книгу «Наши учителя». Она еще мало известна вам, дорогие братья и сестры, но я очень надеюсь, что вы ее прочитаете. Она интересна именно в своей полноте. Это двуязычное издание на русском и итальянском языках. Там говорится об учителях наших итальянских друзей из Объединения рабочих христиан (АКЛИ) и о наших учителях. Они сами составляли список свои учителей, а мы выбирали своих; они написали о своих учителях, мы — о своих. А вместе получилась очень интересная история XX века в лицах, которую мы с вами, оказывается, очень плохо знаем. Итальянцы, конечно, тоже, как и все европейцы, совсем не знают нашей истории XX века, но и мы, по сути дела, совсем не знаем истории XX века у них. Так что стоит почитать. В связи с этим скоро будет проходить целый ряд презентаций, в частности, мы будем презентовать эту книгу здесь рядом, в «Умных книгах». Нам важно, чтобы она прозвучала так, как она достойна прозвучать.

В этом году было много и других интересных публикаций, которые я хотел бы отметить. Скажу вам откровенно: для меня было очень важно то, что в «Вестнике Русского христианского движения» в Париже решились опубликовать мою таинствоводственную беседу по экклезиологии — в двух номерах, 200-м и 201-м, последний из которых только-только вышел, буквально неделю или две назад. Обе части по двадцать страниц — для журнала это очень немало. Мне кажется, это сейчас принципиально важно в связи со всем тем, что мы делаем в нашем братстве, как мы ощущаем текущий момент, какие опасности видим, на что ориентируемся. Мы и сами должны это понимать, и другим объяснять. Мы не можем здесь трудиться только для себя, и это издание, я надеюсь, этому поспособствует.

И еще я был очень рад публикации в этом году в Берлине, в журнале «Фуге», на немецком языке моего большого интервью, которое в русском варианте называется «Риск доверия», а в немецком — «Aus der Dunkelheit zur Verklärung», что в переводе значит «От тьмы к ясности». Это тоже была публикация в двух частях, в двух номерах журнала католической академии, и второй номер тоже вышел буквально только что. Вместе с тем интервью, которое Сергей Смирнов взял у меня еще в конце прошлого года, но которое было опубликовано только в этом году летом под названием «Мы просто делаем то, что должны делать», мне кажется, эти два текста представляют собой исключительно важный материал для уяснения и нашей с вами истории, и того, что происходит сейчас в церкви и обществе. На мой взгляд, это фундаментальные тексты, правда, они довольно большие. Признаться, я был удивлен тому отклику, какой это интервью получило в Берлине и с какой настойчивостью там добивались публикации второй его части. Текст есть у меня на сайте и в русском варианте, и в немецком, так что вы всё можете прочитать.

Я также очень надеюсь — и косвенно, по вашим откликам, это знаю, — что мы с вами открыли новую страницу в обсуждении проблем христианской антропологии. Введение в эту тему я представил недавно, в начале декабря, на актовом дне нашего института в гостинице «Даниловская» — очень для нас символическом месте. И я знаю, что многие потом перечитывали на сайте этот текст и даже уже прислали мне какие-то свои размышления по этому поводу. Мне кажется, что сейчас это очень важно. Христианская антропология еще совсем не разработана, очень противоречива и очень сильно у разных авторов не согласована. Поэтому эта работа, я надеюсь, будет продолжаться и всем нам доставит немало радости.

Важно было и то, что в этом году мы традиционно совершили множество паломничеств, а также для меня лично были очень важны те встречи со многими с малыми братствами, которые уже прошли, хотя они еще будут продолжаться в новом году.

Если же обратиться теперь к теме катехизации, то надо сказать, что этот год для нас был довольно напряженным, хотя в то же время и радостным, потому что трудами братства воцерковилось 240 человек из 21 города. Да и сейчас в разных малых братствах тоже идет оглашение. И это, конечно, большая радость, когда люди от тьмы действительно переходят к свету, несмотря на все препятствия, несмотря на все трудности, с которыми им, конечно, также приходится сталкиваться.

В нашем институте в этом году тоже было немало событий. Мы все помним празднование 25-летия института, помним и замечательный вечер в конце мая, посвященный этой дате. Официальные церковные структуры на нем представлял председатель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества отец Всеволод Чаплин. В этом году нас также очень радовали совместные семинары с учеными, академиками, профессионалами наивысшего класса — физиками и математиками. Мы никак не ожидали, что эта инициатива вызовет у них такой интерес и такую жажду общения и что в результате эти семинары будут проходить каждый квартал. Уже прошли четыре таких семинара с группой ученых во главе с академиком Алексеем Александровичем Старобинским, и они будут продолжаться и в следующем году. Это для нас и радость, и неожиданность. Были и другие такого рода события, в частности, памятная для многих недавняя встреча с румынскими профессорами из университета в Сибиу, на которой мы говорили о проблемах биоэтики.

Любопытно вспомнить и еще один факт, о котором, может быть, даже не все знают: в этом году вступило в силу судебное решение о защите деловой репутации нашего института и братства «Сретение». На юридическом языке это звучит немного формально, но на самом деле это стало беспрецедентным событием, так же как и выигранное нами в суде дело, связанное с предписанием Рособрнадзора. Никому еще в современной истории не удавалось таких дел выигрывать, тем более в Басманном суде, мы оказались первыми. Хотя, конечно, Рособрнадзор не преминул отыграться во время проверки, которая прошла в прошлом месяце. И тем не менее, это вещи важные, не просто формальные и, конечно, далеко не случайные. Всё это плоды напряженных, серьезных трудов сотрудников нашего института.

Наверное, надо еще сказать несколько слов о событиях в обществе. Я думаю, всем до сих пор памятно то, что к дню памяти жертв советских репрессий, к 30 октября, мы смогли наконец расширить географию поименных поминовений этих жертв. В этом году это проходило уже в десяти городах. И в Москве в двух местах в центре города это удалось организовать в течение целого дня. Это, конечно, очень важно. Мемориал на Лубянской площади и храм в Бутово — это уже традиционные, «огороженные» места. Теперь же нам удалось выйти на центральные улицы Москвы и на Ваганьковское кладбище и читать там эти имена.

А в начале года, в конце января – начале февраля, мы проводили удивительную конференцию, тоже имевшую определенный резонанс в обществе, — «Равнина русская». Она собрала 200 участников из 24 городов России и зарубежья. И так же неожиданно для нас она прошла удивительно единодушно (притом что в ней участвовало очень много нецерковных и никогда прежде не встречавшихся с нами людей) и действительно с большой духовной силой свидетельства. Тот духовный потенциал, который Господь дает раскрывать в такие дни, конечно, дорого стоит. Было приятно и то, что мы также получили поддержку в этом со стороны  Отдела по взаимоотношениям церкви и общества.

И наконец, я хотел бы вспомнить некоторые события этого года, имеющие, на мой взгляд, церковное значение, не укладывающееся в общественный контекст или в контекст жизни нашего братства и института. Я имею в виду прежде всего еще два юбилея: 70-летие Московской Патриархии и 1700-летие Миланского эдикта. И по тому, и по другому поводу я говорил проповеди, довольно обширные и очень непростые. В связи с 70-летием Московской Патриархии мы проводили очень серьезный семинар в институте с участием лучших историков нашей церкви, компетентных в этих вопросах. А празднование 1700-летия Миланского эдикта, то есть по сути начала Константиновского периода церковной истории, было отмечено для нас еще одним нерядовым событием — выступлением представителей нашего института на конференции в Императорском Православном Палестинском обществе (наш институт там представляли Зоя Дашевская и я), где нам пришлось столкнуться с откровенно еретическими высказываниями, которые заставили нас уделить этому вопросу особое внимание. Там нам прямо говорили: если вы не придерживаетесь нашей точки зрения на взаимоотношения церкви и государства, если вы не согласны считать всякую государственную власть священной, то мы с вами находимся в разных церквах. Если люди, стоящие на позициях Константиновской парадигмы, доходят до того, что считают, что те, кто не поддерживают эту идеологию, находятся в другой церкви, потому что, мол, они «отрицают всю историю Константиновского периода», то это уже серьезное заявление, это говорит о том, что в некоторых кругах сложилась целая еретическая традиция. Это уже не просто политический вопрос, это вопрос глубоко церковный, это вопрос веры. И когда я посещал архангельские малые братства в этом году, мы с ними это обсуждали и в результате сформулировали новый (четвертый) «архангельский» принцип жизни нашего братства — принцип борьбы за человека и его свободу, а также борьбы за Церковь и ее соборность. Оказалось, что это действительно принципиально.

Важным был для нас и мой краткий разговор со святейшим патриархом Кириллом после Пасхи в алтаре Успенского собора Новодевичьего монастыря, который показал, что сейчас наше братство гнать и выдавливать из церкви никто не будет.

Ну, и под конец я хотел бы вспомнить еще о двух юбилеях. Хотя это юбилеи смерти, но смерти христианской, светлой: 30-летие смерти отца Александра Шмемана и 35-летие смерти отца Тавриона (Батозского). Те из нас, кто помнил, знал отца Тавриона лично, и те, кто помнит время, в которое жил и творил отец Александр Шмеман, не могут недооценить значение этих личностей в нашей церковной жизни, в нашей истории. Их наследие имеет непреходящую ценность. И то, что сейчас, после смерти отца Александра Шмемана, вышли сначала его замечательные «Дневники», а недавно еще и книжка, которая названа «Литургия смерти», это как раз прямое свидетельство того, что эти дерева продолжают плодоносить, что это не ушедшие куда-то «в загробный мир» люди.

Вот то, дорогие братья и сестры, о чем я хотел напомнить вам сегодня, в этот предновогодний вечер, не желая вас утомлять и задерживать, но желая помочь вам сконцентрировать свой дух и смысл. Мы действительно живем в важный период церковной  истории, и он и радует, и вдохновляет. Пусть мы становимся, может быть, все более немощными, пусть мы часто проявляем свою человеческую неготовность ко многим событиям, но Господь удивительным образом восполняет это. Он не только терпит нас на земле, но и дает нам какие-то поразительные дары в это странное время, которое, если посмотреть не христианским, не духовным взором, является временем серым и бесплодным, совершенно не творческим, а часто просто преступным и недостойным. Но вот оказывается, что и в это время Господь творит чудеса через Своих людей, потому что Божья сила, Божье оружие — это каждый человек, которого никто никогда заменить не может. И я надеюсь, что следующий год, дорогие братья и сестры, будет для нас не менее плодотворным, не менее радостным, не менее памятным, не менее значительным, чем год прошедший. Конечно, очень хотелось бы, чтобы было поменьше трагических событий, чтобы нам удавалось как-то обходиться в истории страны и церкви без потерь. Но история есть история, и без этого пока еще никогда не обходилось.

Будем же, дорогие братья и сестры, благодарить Бога за всё! Очень хочется, чтобы сердца наши были всегда открыты; чтобы мы действительно имели полное доверие к Господу и друг ко другу, к Христовой Церкви; чтобы мы имели надежду на то, что эта земля и этот народ, который пока не восстал из пепла, еще послужит Богу и людям. Для этого, мы, конечно, должны держаться за Господа, всегда следовать за Христом и смотреть все вместе только в одну сторону — в сторону Христа!

Аминь.

конец!