Совсем непросто стать чадом Божьим

Мы публикуем слово о. Павла Адельгейма, сказанное им после чтения Евангелия на литургии 3 августа 2013 г. на отрывок Мф., IX, 18-26. Так получилось, что это была его последняя проповедь
О. Павел и матушка Вера Михайловна с паломнической группой Молодежного "Круга". 4 августа 2013 г.
О. Павел и матушка Вера Михайловна с паломнической группой Молодежного "Круга". 4 августа 2013 г.

Мы публикуем слово о. Павла Адельгейма, сказанное им после чтения Евангелия на литургии 3 августа 2013 г. на отрывок Мф., IX, 18-26. Так получилось, что это была его последняя проповедь. В тот день на литургии была только паломническая группа Молодежного «Круга» Преображенского братства, члены которой предоставили нам аудиозапись слова о. Павла Адельгейма.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как хотел бы, чтобы он возгорелся», – сказал Господь. Он говорит о своей миссии. Что же это за огонь, который Господь хотел зажечь на земле? Это огонь благодатной жизни с Богом и по-Божьему. Господь пришел нас спасти, и спасение в том и заключается, чтобы мы стали стадом словесных овец Божьих. И это совсем непросто – стать чадом Божьим. Человеку необходимо преобразиться, стать свойственным Царству Божьему. И вот возникает задача: что же нам делать, чтобы загореться этим огнем так, как от него загорелись множества святых Божьих? И Евангелие сегодня указывает нам на смысл этой задачи: что нам надо делать в своей жизни.

Господа позвал один человек исцелить его дочь, которая уже умерла. И Господь пошел. Но по дороге народ теснился вокруг него. Народ вокруг него всегда теснился, все старались подойти к нему как можно ближе, чтобы услышать Его голос, чтобы не пропустить ни слова и чтобы Его коснуться. И в этот момент одна женщина, страдавшая много лет кровотечением, приблизилась в этой толпе и прикоснулась ко Христу. И Он спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» И Петр с недоумением говорит: «Господи, народ Тебя теснит со всех сторон, а Ты спрашиваешь, кто прикоснулся ко Мне?» Но Господь говорит: «Нет, прикоснулся ко Мне некто, ибо я почувствовал силу исшедшую от Меня». Тогда эта женщина поняла, что она не может утаиться. И она рассказала о своей беде и о том, что как только она прикоснулась ко Христу, остановился ток крови ее, т.е. произошло то, чего она желала и прилагала все силы в течение многих лет: избавиться от болезни. И это событие наступило, она исцелилась. Но ей было страшно об этом сказать. Потому что в Ветхом завете у иудеев считалось, что женщина находится в нечистоте, когда с ней это происходит. И не только в Ветхом завете, а даже и в церковные книги, сама эта ветхозаветная идея проникла. Идея, которая никак не может быть понята с христианских позиций, потому что у нас нет того понятия о нечистоте, которое существовало у иудеев. Но она был еврейка и была в кругу тех понятий, которые существовали у евреев. Поэтому ей было очень стыдно и она не смела об этом сказать вслух. Она чувствовала, что сделала что-то недолжное. А Господь ей на это ответил: «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя». Вот Господь произнес это слово – «вера».  А что это такое вера?

Очень многие люди думают, что вера – это такое переживание, которое имеют только люди религиозные, и это совершенно неверно. Вера – это одно из свойств человеческой души, такое же как любовь и надежда. Вот эти три свойства человеческой души, которых ни один человек лишен быть не может. Каждый из нас и верит, и любит, и надеется. И представить себе человека, которых этих свойств не имеет, невозможно. Всякое духовное существо эти свойства имеет. Эту веру имеют и ангелы, которые видят Бога лицом к лицу. Эта вера никуда не исчезает, когда человек приходит к ней опытом. Она только становится шире и глубже. Но веру могут иметь не только святые ангелы и люди, веру имеют и падшие духи, бесы. Апостол говорит: «И бесы веруют и трепещут». Т.е. они испытывают к Богу недолжное отношение. Верою христианин любит и надеется, а бесы вместо этого испытывают ужас перед Богом, потому что они осознают Его святость и свою собственную нечистоту. Поэтому вера у человека тоже бывает очень разного качества. Апостол говорит, что вера может быть сонной, может быть мертвой, а может быть вера живая и благодатная. И когда Господь говорит: «Дерзай, дочь. Вера твоя спасла тебя», Он говорит о том, что эта вера была исполнена и любви, и надежды, что она осуществится. И тогда эта вера осуществилась.

И вот для того чтобы приобщиться к Божественной жизни, необходимо иметь веру, веру такую, какая была у кровоточивой женщины, которая принесла ей исцеление. У нас у всех эта вера несомненно есть. Мы все веруем, это основа человеческих отношений. Мы не только в Бога веруем, мы веруем друг в друга. Мы друг друга тоже не знаем, мы веруем друг в друга, и уже потом опыт постепенно открывает нас друг другу и мы начинаем понимать друг друга. А начинается все с веры. И дружба начинается с доверия тому человеку, с которым ты захотел дружить. И любовь начинается с того человека, которого ты любишь. Почему происходит выбор? Почему с этого, а не с другого? А потому что этому верим, а другому – нет. Т.е. все человеческие отношения начинаются с веры, даже деловые отношения. Мы же даже и партнеров себе по бизнесу выбираем из тех, кому доверяем. А почему доверяем? На это невозможно ответить. Потому что очень часто бывает так, что мы ошибаемся, партнеры нам изменяют, и оказывается, что они не заслуживают доверия. А вот мы выбрали их, потому что им поверили.

Только один Бог никогда не подведет и не обманет нашей веры. И эту веру в Бога человеку необходимо в себе и растить, и хранить. Но кроме этой веры, Евангелие сегодня указывает нам еще и на действие. Эта женщина не только поверила в исцеляющую силу Христа, она совершила некоторое действие, она старалась протиснуться к Нему через толпу, чтобы коснуться Его одежд. Она думала про себя: «Если только коснусь Его одежд, исцелюсь». И то, на что она надеялась, произошло -– она исцелилась.

А как же нам можно осуществить свою веру прикосновением ко Христу? Это было возможно, когда Христос жил на земле. Жил плотию Своей. А как же теперь? Вот Господь, возносясь от учеников на небо, сказал им: «Вот Я с вами всегда до скончания века». Как же мы теперь можем прикоснуться ко Христу, Который не оставляет нас, Который пребывает с нами здесь, всегда? Ведь мы за божественной литургией сейчас будем приносить бескровную жертву, мы будем молиться о том, чтобы Господь Святой Дух сошел на предлагаемые дары, чтобы хлеб и вино стали действительными Телом и Кровью Христа. Он пребывает среди нас и нас слышит. В настоящее время риза Христова – это вся жизнь Его Церкви, потому что Церковь – Его Тело. И Оно облечено и в догматы, и в священные ритуалы, т.е. богослужения, свечи, поклоны, каждения. Все это – одежды Христовы. И к этим одеждам необходимо приобщаться. И, конечно, самое главное в церковном ритуале – это Таинство Евхаристии.

Господь говорит о том, что Он пришел огонь низвести на землю. Что это за огонь? Это не догматы, это не ритуалы, это не свечи и поклоны. Огонь, который пришел Господь низвести – это новая благодатная жизнь. И она вмещает в себя наше понимание о Церкви, о Боге, о вечной жизни. Это понимание раскрывается в Символе веры, в догматах, оно раскрывается в богослужении, где перед нашими глазами каждый раз проходит вся жизнь Христа и весь Его Подвиг. Это и есть огонь, который принес Господь на землю – и молитва, и таинство, и христианская жизнь по Его заповедям. Все это огонь, который может разгораться в человеческой душе. И тогда он преображает человека, делает его свойственным Царству Божьему. Когда мы смотрим на святых, то видим, что все они стяжали богоподобие. Они научились жить с Богом и по-Божьи, и Бог пребывал в их сердцах. И вот это единение человека с Богом начинается не в загробной жизни, а начинается на земле. И с тех пор, как оно начинается, человек уже не отделяется от Бога, он живет благодатной жизнью с Ним, и эта жизнь – жизнь вечная. Потому что и на земле, здесь, она возможна, и за пределами смерти, когда человек восходит в новую жизнь, благодатная жизнь продолжается. Это и есть та жизнь вечная, познание которой заповедано каждому христианину, и это познание должно быть не теоретическим, а это познание должно быть осуществлено в нашей жизни. Аминь.

Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще