«Пусть радость откровения тайны боговоплощения явится как светлый луч в нашей жизни!»

Проповедь свящ. Георгия Кочеткова в день памяти прп. Паисия Величковского, 27 ноября 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, христиане!

Замечательное в этом году сочетание праздников: завтра воскресный день, день всегда радостный, праздничный, евхаристический, день благодарения, и он сочетается с празднованием памяти святого Паисия Величковского и с началом Рождественского поста. Даже не верится, как быстро наступило это время Рождественского поста, а значит, уже заканчивается год – такой необычный, такой наполненный и переживаниями, и в то же время какими-то надеждами и в церкви, и, может быть, даже в обществе. И для нас, конечно, всегда важно подумать, что означает такое уникальное сочетание праздников, как трёх планет, слившихся воедино.

Конечно, сам образ прп. Паисия прекрасно сочетается с образом воскресшего Христа. Это понятно, ведь он человек удивительно мудрый, удивительно духовный, тонкий, человек, умевший учить и собирать людей и в то же время не боявшийся никаких трудностей, не оглядывавшийся назад. Прп. Паисий является как бы родоначальником нового движения в нашей церкви, вместе с прп. Тихоном Задонским: в конце XVIII века с окраин Российской империи вдруг является нечто новое для того времени – жажда по-новому выстроить свою жизнь на основах братолюбия, на основах любви к Богу и ближнему и воспоминание о том, как это бывало прежде. Возникает жажда умной духовной молитвы, внешне неэффектной, не производящей никакого впечатления, но очень действенной, потому что молитва Иисусова является молитвой обо всех, за весь мир. Как Воскресение Христово сияет радостью и надеждой для каждого человека в мире, независимо от его национальности, социального положения, образования, от его человеческих способностей и сил, – точно так же и эта выработанная в веках православием практика Иисусовой молитвы поддерживала веру во Христа, доходя до сердец даже самых-самых простых людей.

И, наконец, мы можем связать этот опыт усвоения даров Христова Воскресения и мистической практики Иисусовой молитвы с подготовкой к Рождеству Христову. Понятно, что всё в этом мире требует воплощения. Всякий дух требует воплощения. Многие из нас уже хорошо понимают и знают, что дух воплощённый является духом более совершенным, чем невоплощённый. Поэтому то, что дух стремится к воплощению, – это одна из парадоксальных духовных тайн. Не к развоплощению, как мог бы утверждать наш рационалистический опыт, а именно к воплощению, т.е. к творческому преобразованию, к сотворению иного по отношению к самому себе. Нам с вами, дорогие братья и сёстры, это чрезвычайно важно помнить и знать, потому что в нашей жизни очень много провокаций, ведущих нас к развоплощению, потому что всё воплощённое представляется столь зыбким, столь неустойчивым, что кажется, стоит ли тратить силы и время на поддержку разного рода воплощённых форм – в культуре, в искусстве, в социуме, даже в церкви? Люди часто не доверяют внешнему, противопоставляя его внутреннему. Иногда это оправдано, так бывает, мы с вами это тоже хорошо знаем. Но ведь в нормальном случае может быть прямо наоборот. И знаменитая строчка из Евангелия, которая говорит нам о том, что и внешнее, и внутреннее сотворил один и Тот же Господь, как бы ставит на место наш рационалистический ум, наш обмирщённый разум. Нам очень важно помнить, что дух творит себе форму, и в связи с этим очень важно то, что Дух Святой тоже сотворил Себе форму – форму для воплощения Божьего Слова, – и этой формой воплощения стал Человек. Не ангел, не зверь, не какой-нибудь минерал или кристалл – нет, Человек. Великие наши мыслители-мистики говорят нам о том, что это значит, – что означает, что человек богоподобен, а Бог человекоподобен.

Не так легко нам понять эту простую, на первый взгляд, истину. Если мы ещё худо-бедно воспринимаем то, что человек несёт в себе Божественный образ и стремление к богоуподоблению, если мы уже привыкли принимать это хотя бы умом, то сердце наше часто здесь не откликается – не потому что в этом есть какая-то неистинность, а только потому, что наше сердце не знает, что с этой истиной делать, как можно человека уподобить Богу. Поэтому мы, читая Евангелие, стараемся быстрее прочитать те строчки, где Христос напоминает слушающим Его слова Писания: «Вы – боги, и сыны Всевышнего все вы». Нам часто это не понятно, потому что кажется оторванным от земли, от истории, от наших современных реалий жизни, хотя, если подумать, куда уж конкретнее? Ещё совсем недавно, в советские времена, столько было явлено такого богоподобия на нашей многострадальной земле, когда люди превышали все свои человеческие способности и потенции, когда они действительно являли собой чудеса Божественной любви и самопожертвования. Пусть не все, далеко не все, но таких было много. И мы ещё очень многого здесь не знаем. Мы только надеемся на то, что откроются советские архивы и что мы узнаем об этом больше, потому что для нас этот опыт бесценен.

И размышляя об этом, мы не можем не задаться вопросом о том, как нам самим обрести богоподобие. Ведь очень часто мы его теряем, нам кажется это невозможным. И кто в наше время похвалится, что обрёл Бога в себе настолько, что сам стал подобен солнцу, сияющему Божественными лучами? Вот прп. Паисий Величковский – да, он так жил. И прп. Тихон Задонский, и Серафим Саровский, и оптинские старцы, и ещё многие другие. А мы здесь причём?

Рождественский пост и должен помочь нам найти ответ на этот вопрос. За один миг, за один день на него не ответишь. Нужно что-то пережить самим, надо пройти через какую-то невидимую грань, надо узреть невидимый свет, надо научиться различать свет и тень, форму достойную, сотворённую Духом Святым, выплавленную Его огнём, и форму недостойную, оскверняющую человека и мир.

Конечно, нам труднее размышлять о человекоподобии Бога, ведь Бог был человекоподобен ещё до сотворения мира и человека. Поэтому Он и мог принять в Себя воплотившегося Христа, Своё воплощённое уже Слово, без Его развоплощения. В христианстве каждый человек возводится по своему призванию выше всего творения, выше всех духовных, душевных и материальных сущностей, выше – как раньше говорили – всех ангельских и архангельских сил и воинств. Человек всегда имеет особое призвание, но даже сами христиане часто забывали об этом, как и сейчас забывают и поэтому не чувствуют личности, сияния в себе божественного лица, другими словами, осияния лица человека божественным Светом при рождении его в качестве личности. Ведь личностью человек не рождается, личностью он становится только тогда, когда принимается Богом в качестве Своего создания. Обо всём этом нам с вами надо думать, дорогие братья и сёстры, сейчас, в наступающий Рождественский пост.

Это уместно делать и оглашаемым, тем, кто готовится к крещению, потому что, как видите, снова много людей пришли задавать всё те же древние духовные вопросы о том, как жить по-Божески, а значит, и по-человечески. В группах оглашаемых всё больше и больше молодёжи, там уже и пожилых людей почти нет. Что-то меняется в нашей жизни...

Пусть же, дорогие братья и сёстры, это время Рождественского поста не пройдёт бесплодно, пусть оно не превратится просто в перемену диеты, здоровое ограничение в пище. Давайте вспомним, что Рождественский пост родился из древнейшей церковной традиции – на Рождество, на Богоявление крестить людей. Древняя церковь не крестила когда вздумается, как это сейчас нередко случается, а крестила на Пасху или на Богоявление, или в день праздника сошествия Святого Духа на апостолов, в день Святой Троицы. Именно ради подготовки к крещению был установлен этот семинедельный Рождественский пост. И остальные члены церкви лишь присоединялись к постящимся оглашаемым, просвещаемым, ищущим крещения людям. Те каялись в своих прежних грехах, вникали в тайны боговоплощения и своего великого призвания, и к ним присоединялась вся церковь, сопереживая и сочувствуя им, протягивая им руку помощи. Не будем забывать, дорогие братья и сёстры, что в каждом присоединяющемся к Церкви человеке по-новому воплощается и продолжает жить Христос, как в одном из членов Своего Тела, живого и напоённого Духом. Будем помнить об этой нашей взаимной ответственности друг за друга.

К сожалению, как я уже сказал, в истории христиане часто об этом забывали. И в нашей стране с её необъятными просторами очень часто не ценили лицо другого человека, не ценили его личность, его свободу, его любовь, часто не почитали другого человека как образ Божий, как живую икону Бога. И от этого происходило и происходит множество разных бед. Поэтому так много людей утрачивает самоё себя и идёт отнюдь не к Богу, не восстанавливая себя во Христе, а разрушая себя и других. Мы часто недооцениваем те процессы, которые происходят в современном обществе и в церкви, не можем дать им духовную,  антропологическую оценку. Мы не понимаем того, насколько страшны для всех нас, до сих пор, последствия антропологической катастрофы, произошедшей в нашей стране в XX веке. Нам кажется, что если мы лично не имеем к этому отношения, то это нас не касается. Но это не так.

Поэтому, дорогие братья и сёстры, проводя замечательные дни Рождественского поста, который устремляет нас к празднику Рождества и потом Богоявления, будем помнить об этой тайне Христова воплощения. Будем помнить о том, как Бог смотрит на каждого из нас, и о нашей собственной ответственности за это. Найдёт ли Бог нас Своими или посмотрит и скажет: нет, не знаю этого существа? Будем же, дорогие братья и сёстры, проводить пост не просто в духовной радости, как и положено христианам проводить всякий пост, но будем вникать в тайну воплощения духа. Не будем пренебрегать внешней формой нашей жизни, ибо где нет границ – а значит, и формы, – там нет ответственности. А безответственностью мы все сыты и даже пресыщены. Будем исправлять и восстанавливать то, что утрачено, подобно художникам-реставраторам, которые могут восстановить и прозреть то, что должно быть в данном образе, хотя ныне он выглядит иначе. Будем стараться носить в себе совершенный дух, но также и совершенную форму, соответствующую этому духу. Будем ценить всякое явление добра и красоты в этом мире, который от Бога, ведь эти явления и рождаются при воплощении духа. В нашей жизни слишком мало добра и красоты, хотя очень много разговоров о них. Будем помнить, что всякое без-образие, всё неподобное, недоброе, всё, что не от Бога, – всё это не может присутствовать в нас, в нашем сердце, в нашей жизни, начиная от самых возвышенных её моментов до самых простых, бытовых, житейских. В христианстве веками много говорили об очищении. Так вот, очищение сердца, ума и тела человека – это приведение его к достойной форме жизни, к достойной форме воплощения духа. Давайте же позаботимся об этом, дорогие братья и сёстры. И будем помнить, что это дело, невозможное отдельному человеку, возможно общине как духовной семье, возможно братству, построенному на законе братолюбия.

И если мы не забудем об этом, если мы хоть что-нибудь изменим в себе и вокруг себя за эти сорок дней Рождественского поста, то мы не зря проведём пост. Если же нет, то и пост не пойдёт нам на пользу. Это нужно рассказывать детям, это нужно напоминать себе, это нужно говорить даже старикам, которым почти наверняка никто в своё время об этом не говорил.

Пусть же свет Христова Воскресения и всех святых, пусть радость откровения тайны боговоплощения явится как светлый луч в нашей жизни! И пусть каждый из нас прочувствует всё тепло, и радость, и любовь от сияния этого света!

Аминь.

загрузить еще