Нет такого преступления на свете, за которое человек должен быть наказан смертью. Убийство заключенного не вершит правосудия, поскольку настоящее правосудие дает возможность исправиться. Папа цитирует святого Амвросия, который, ссылаясь на историю Каина, писал: «Бог не захотел наказывать убийцу убийством, потому что Он желал раскаяния грешника больше, нежели его смерти». Таким образом, пишет Папа, «даже убийца не утрачивает личного достоинства, и Сам Бог становится его гарантом».
Смертная казнь противоречит Божественному милосердию, которое должно быть образцом для человеческого правосудия. Папа Франциск подчеркивает также чудовищные страдания человека, ожидающего казни. Это – самая настоящая пытка, которая иногда «во имя права на судебную защиту длится долгие годы» и приводит к безумию и болезни.
Папа осуждает смертную казнь безоговорочно, каким бы тяжким ни было преступление, поскольку она «не восстанавливает справедливость для жертв, а поощряет месть». Папа цитирует Достоевского: «Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье».
Святейший Отец обращает внимание правозащитников на то, что «человеческое правосудие несовершенно», а смертная казнь полностью лишает возможности возместить ущерб, вызванный ошибкой. Папа резко и с сарказмом критикует общественные дебаты на тему более или менее «гуманных» способов казни, как будто речь идет «о способах совершения добра». «Не ничего человечного в убийстве человека», - утверждает Папа.
В конце своего послания он обращает внимание борцов за отмену смертной казни на то, что наряду с этим необходимо прилагать усилия для улучшения условий содержания заключенных в тюрьмах, чтобы уважать достоинство человека, лишенного свободы.