О ветхозаветной и новозаветной праведности

Слово священника Георгия Кочеткова на евангельское чтение (Мф 3:13-17) в праздник Богоявления, 19 января 2012 г.

Слово священника Георгия Кочеткова на евангельское чтение (Мф 3:13-17) в праздник Богоявления, 19 января 2012 г.

Дорогие братья и сестры!

Иногда бывают удивительные вещи. Вот такое маленькое чтение из Евангелия, всего несколько стихов, но содержит в себе так много важнейших внутренних образов и может учить нас самым важным, важнейшим вещам. В частности, когда мы сейчас читали о том, как Иисус приходит к Иоанну, чтобы принять от него крещение, мы, конечно, не могли не вспомнить о том, что это образ кенотического служения. Христос приходит для того, чтобы креститься, чтобы Его кто-то погрузил в воду, для того чтобы участвовать в этой мистерии покаяния, развернувшейся на берегах Иордана. Конечно, поэтому Иоанн и возражает: это мне надо было бы креститься у Тебя… Но дальнейший образ действий Христа – живая иллюстрация того, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4:6). Ни один человек на земле не достоин благодати сам по себе; никто, даже самые великие святые сами по себе быть достойными Любви Божьей не могут, что бы они на земле ни делали, какими бы они ни были добрыми, или умными, или духовными, или какими угодно еще. Это нам нужно очень хорошо понимать.

Чему противится Иоанн Предтеча? Он противится новому образу жизни, новому образу святости, он исходит из понимания ветхозаветного, поэтому и видит, что Тот, Кто пред ним, выше его. Как же получается, что Он ставит Себя ниже? Иоанн хочет поправить эту несправедливость. А вот оказывается, что не надо было эту несправедливость поправлять. Оказывается, что именно так Божья правда себя и являет, и «благодать на благодать» так себя открывает… «Так надлежит нам исполнить всякую правду», – говорит в ответ Иоанну Христос. И тогда Иоанн перестал противиться Ему, но только по смирению, только по дружеской любви своей перестал. Он не мог этого понять и поэтому не мог стать учеником Христа, как мы только что слышали в проповеди. Он действительно не понимал, как это может быть, он еще не знал того, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Закон имеет в себе одну червоточину. Часто говорят, что он «никого не довёл до совершенства», – и правильно говорят, повторяя слова апостола (ср. Евр 7:19). Но при этом забывают о том, почему он никого не довел до совершенства. А как раз потому, что он держался на этом возвышении себя, он стимулировал гордыню, что мы сплошь и рядом видели в истории и видим до сих пор, на примере того же израильского народа, где главная проблема – это обретение смирения. И иудаисты искренне не понимают, чего от них хотят христиане, чего от них ждут, почему ими недовольны – они же хотят хорошего! Да, но они хотят хорошего по закону. А закон возвышает человека, в том смысле, что питает его гордыню. Только благодать «исполняет всякую правду Божью», ибо она кенотична в принципе, она построена на отвержении себя, на несении креста, на служении. Сделайтесь слугами Богу и друг другу, и всем людям, кого пошлет вам Господь в жизни, – вот что говорит каждому из нас Господь. Сделайтесь слугами, рабами, если хотите получить благодать. Но это уж никак не соотносится с логикой Закона и Ветхого Завета.

И в христианстве часто люди ловились на то же самое: они хотели святости, они хотели праведности, понимая ее по законническому образу, и поэтому благодать от них уходила. Чем больше было вторичных святынь, тем меньше было святости Божьей в жизни, потому что тайна Божьей Любви, тайна кеносиса, самоумаления, самоопустошения, уходила, удалялась от таких святых, хотя они действительно могли быть по законному образу праведными. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Именно поэтому, когда правда Божья исполнилась и Христос дал Себя крестить, как последнего грешника, именно тогда нисходит Дух Святой и слышится с Небес голос, возвещающий: «Это Сын Мой любимый, и о Нем радость Моя». Только так можно Бога обрадовать, только так можно обрести Богосыновство! Будем помнить об этом, в этом самый глубинный и самый тайный смысл сегодняшнего праздника. И если мы хоть немножко уразумеем эту тайну и сделаем из нее для себя адекватные выводы, то этот праздник, как и наше служение сегодня, не пройдет бесплодно.

Аминь.

конец!