Братья и сестры, христиане!
Когда мы вглядываемся в образ нашего Господа Иисуса Христа, нас в Нем очень многое поражает. Во Христе не было ничего обыденного, не было ничего трафаретного, шаблонного, даже просто привычного. Удивительно то, как Он учил Своих учеников, Свою маленькую общинку, удивительно и то, как Он соотносился со Своим Небесным Отцом. Многие современные библеисты и богословы на это обращают внимание, но описывают это часто слишком скучно. Они говорят, конечно, об особых отношениях между Сыном и Отцом, говорят и о том, что в этих отношениях было что-то совершенно новое, но объяснить этого не могут, потому что, вообще говоря, отношения между отцом и сыном, родителями и детьми всегда уникальны. И кажется, что же здесь особенного? Ведь естественно, что отношения между Христом и Его Отцом, между Христом и Его Матерью, между Христом и Его духовными чадами были уникальными. И все-таки, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что наш ум и наш язык изнемогают, мы чувствуем, что здесь не просто то, что мы встречаем из поколения в поколение, что мы знаем из своего человеческого опыта. Почему?
Вся суть новых отношений устанавливается через веру, надежду и любовь, через удивительную свободу и удивительное стремление к истине, которые были присущи каждому деянию и каждому слову Христа. Все-таки родовые отношения, какими бы они ни были нежными и замечательными, носят несколько иной характер. Родовая связь уж очень природна, очень естественна. А то, что явил нам Христос, было сверхъестественно, потому что это было явлением Духа и Истины.
Христос показал нам, как поклоняться Богу в Духе и Истине. Он совершенно по-новому устраивает Свои отношения прежде всего с Небесным Отцом — Богом Иисуса Христа. Это выражение сейчас часто употребляется богословами, но я боюсь, что еще не так давно — еще в XIX и, может быть, в первой половине XX века — это выражение бы испугало. Если уж пугались выражений типа «Христос есть Сын Отца» и не употребляли его — несмотря на то, что оно присутствует в Священном писании Нового Завета у апостола Иоанна, апостола любви, — то что уж говорить об утверждении в отношениях между Отцом и Сыном великой истины о том, что для Иисуса Христа Его Небесный Отец — Он же и Бог. «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, — говорит Христос, — к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Это евангельское выражение было неудобно для многих богословов, потому что его слишком легко можно было истолковать еретически, субординационистски, что часто и делалось в истории. И этим унижались отношения Отца и Сына. А эти отношения действительно были откровением Духа и Света, они строились на беспредельной вере Христа Своему Отцу, на беспредельном доверии в отношениях между Отцом и Сыном, а поэтому и на беспредельной, не ограниченной ничем верности.
Мы сейчас вынуждены всё больше и больше думать в нашем братстве — особенно когда мы говорим о нашей молодежи — о том, о чем сейчас говорить не очень модно: о вере, доверии и верности. Оказалось, что многие нынешние христиане мало что знают об этом; они мало знают об этом откровении Духа; они очень легко снижают градус, и в результате у них получается что-то типа почти житейской добродетели. Ведь понятно, что и на работе, и дома, и между приятелями и знакомыми, да где угодно — должны быть отношения доверия и в какой-то степени верности общей идее, общей цели, общему делу. Но мы должны понимать, дорогие братья и сестры, какая огромная разница существует между этим житейским опытом — впрочем, тоже отнюдь не бессмысленным, не бесполезным и не лишенным достоинства — и опытом отношений Отца и Сына как отношений между Богом и Сыном Божьим.
Когда откровение Духа приходит на землю, оно всегда проходит испытание, какое-то искушение. Так бывает со всеми откровениями и со всеми богоявлениями — теофаниями — в человеческой истории и метаистории. Когда Христос дал нам откровение любви — любви совсем новой, которой человечество прежде не знало, — эту любовь тоже нужно было испытать, и она испытывалась, и она утвердилась через Воскресение Христа, а перед этим через Голгофу. И то же происходит с доверием и верностью. Голгофа и Воскресение Христово — это прежде всего откровение веры, доверия и верности между Отцом и Сыном. Но войдя «в плотные слои атмосферы», божественное откровение веры и следующее за ним откровение доверия и верности, конечно же, как обычно, проходит не просто проверку на добротность, прочность и крепость, но еще и на всякого рода противоречия. И люди привыкли к тому, что здесь есть противоречия.
Христос призывает нас к вере: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин 5:4). Христос призывает всех людей доверять друг другу. Но мир лежит во зле, и тотальное, ничем не ограниченное доверие часто приводило и приводит людей к неверности, к предательству веры, а значит, и ближних, а иногда и прямо Бога, и Христа Его, и дара Духа, и Церкви — Нового Израиля, нового Народа Божьего, где уже нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, но всё и во всём Христос (см. Кол 3:11 и Гал 3:28). Вера, доведенная до беспредельности, в человеческой истории может человека подвести. Точно так же как и доверие, и верность. Нельзя просто взять и написать на своих знаменах: «Вера, доверие, верность»! Нельзя это сделать лозунгом! Это может оставаться только божественным откровением, откровением Духа! А если это откровение, то это Свет, а Свет, как говорит нам Писание, во тьме светит, и тьма не должна его объять (см. Ин 1:5).
Когда мы забываем об этих вещах, мы напрямую сталкиваемся с трагедией человеческой истории. Действительно, неограниченное доверие может привести к предательству, а беспредельная верность — к оставлению пути Божьего. Так бывало не однажды, когда люди, желавшие быть верными до конца, оказывались служителями зла, служителями отнюдь не лучших вещей в этом мире. Люди, желавшие доверять, желавшие стать поверх всех барьеров, также могли становиться проводниками разных сил, что приводило к смешению добра и зла, света и тьмы.
Когда мы с вами читаем Евангелие, когда мы разбираемся в писаниях апостольских, в писаниях святых, нас многое поражает. Но мы должны всегда уходить в глубину, чтобы проявлялись не внешние эмоции, но чтобы возвеселился дух в нашем сердце. Как редко это бывает на практике! Как часто люди идеологизируют свою христианскую веру, в том числе принципы доверия и верности! Именно забвение о том, откуда берется наша вера, приводит к этим искушениям и падениям, к этим «кораблекрушениям в вере» (1 Тим 1:19). Вот почему так часто дети верующих родителей не могут сохранить веру — веру настоящую, живую и светлую, творческую, открытую, доверчивую и, конечно, верную. Очень редко кто может передать даже своим собственным детям тайну веры, тайну откровения Христа и Христовых отношений с Отцом Небесным и с Матерью Его.
Пусть же, дорогие братья и сестры, для нас это послужит уроком. Мы живем не в то время и не в том мире, когда можно здесь снова и снова ошибаться. Итак уже столько потеряно, столько упущено, так много людей утеряли истинный путь, утеряли возможность обретения откровения в вере! Пусть же Христос Воскресший всегда напоминает нам о том, что такое истинная Христова вера, что такое доверие и верность во Христе и через Христа! И пусть каждый из нас выучит этот урок как следует, ибо иначе он может в своей вере потерпеть кораблекрушение! Пусть же Христос поможет нам обрести силу истинной веры; пусть Он покажет нам, как не смешивать свет и тьму, как не нивелировать те границы, которые будут существовать до скончания века! Их не будет только в Небесном Царстве, но там люди будут ходить уже не верою, а видением (ср. 2 Кор 5:7). Там будет другой Закон и другое откровение Духа.
Дай же нам Бог всегда утверждать величайшие дары и ценности веры, доверия и верности, не забывая при этом о тех искушениях, которые готовит нам здесь земная действительность и история!
Аминь.