Никто не спорит с тем, что проповедь во время богослужения важна и нужна для просвещения народа, научения его христианской вере и жизни и является его необходимой частью. В духовных учебных заведениях будущих пастырей учат науке составления и произнесения проповедей – гомилетике. Большой популярностью среди верующих пользуются сборники проповедей известных православных проповедников. Но имеет ли значение, когда именно, в какой части богослужения звучит проповедь?
В Русской Православной церкви сейчас широко распространена практика произнесения любой проповеди (если она есть) в самом конце Литургии, сразу после отпуста. Но известно, что в Древней Церкви существовала другая практика: проповедь следовала непосредственно за чтением Св. Писания и часто представляла собой толкование Св. Писания, его изъяснение. Некоторые священники сейчас пытаются вернуть проповедь на её «историческое» место – сразу после чтений, но их нередко обвиняют в «модернизме» и даже в «разрыве» строя и чина богослужения. Эта статья будет посвящена поиску обоснований для возвращения к традиционной практике.
В иудейской и соответственно в иудеохристианской традициях на синагогальных (синаксарных) богослужениях проповедь следовала сразу же после чтения Св. Писания. Так, мы читаем в Евангелии от Луки (4:16-30), что Господь Иисус Христос во время посещения Им синагоги в Назарете «встал, чтобы читать, и подали Ему книгу пророка Исайи, и, открыв книгу, Он нашел место... И, закрыв книгу, отдав служителю, Он сел». Далее мы читаем: «И глаза всех в синагоге были устремлены на Него», то есть собравшиеся люди ждали, что Он им скажет сейчас о прочитанном отрывке. И Он сразу же сказал проповедь, представлявшую собой комментарий к прочитанному тексту из Св. Писания, сопоставленный Им с современной Ему жизнью. Историк В. Алымов в «Лекциях по исторической литургике» [1] говорит об этом евангельском отрывке так: «Перед нами описание синагогальной словесной службы. Точно так же это происходит и сейчас, на 1-й части нашей Литургии (Литургии оглашенных): сначала поются антифонно псалмы, после этого следует чтение Св. Писания. Затем в Древней Церкви следовала проповедь, и так осталось у католиков и протестантов. А у православных из-за отсутствия проповедников проповедь постепенно исчезла и лишь в XVIII веке была пристёгнута куда-то в конец» [2].
В книге Деяний (13:14-16) мы читаем, что в Антиохии Писидийской Павел со спутниками, «придя в Синагогу в день субботний, сели. И после чтения Закона и Пророков начальники синагоги послали им сказать: мужи братья, если у вас есть слово наставления народу, говорите». И Павел, «сделав знак рукой, сказал...» проповедь о Христе. Профессор КДА, доктор церковной истории М. Скабалланович в «Толковом типиконе» [3] также говорит о том, что и в синагоге, и в древней Церкви проповедь следовала сразу за чтением Св. Писания: «Как сказано, главным назначением синагоги, по первоначальной идее ее, была не молитва, а чтение Св. Писания. Благодаря синагоге еврейство, а вслед за ним и христианство, стало смотреть на чтение Св. Писания как на часть богослужения, своего рода молитву. Из Писания в синагоге всегда читался главным образом закон Моисеев, Пятикнижие, которое и прочитывалось все сряду... Что касается двух других частей еврейской Библии – пророков и агиографов, то первые прочитывались не все, а в извлечениях, агиографы же читались изредка. Чтение из пророков подбиралось каждый раз самим чтецом, именно такое, чтобы оно соответствовало чтению из закона, раскрывало и разъясняло его, следовательно, оно относилось к первому чтению, как у нас Апостол к Евангелию» [4]. Проповедь часто следовала вслед за чтением каждого стиха или его части, а не только всего отрывка целиком: «За чтением каждого стиха и даже выражения следовали перевод и толкование, обращавшееся нередко в целую проповедь» [5]. Далее М. Скабалланович говорит, что на богослужении первых христиан тоже читали Св. Писание и звучала проповедь: «Нигде в посланиях апостольских не говорится о чтении ветхозаветных писаний за тогдашним богослужением; но его можно предполагать ввиду того, что проповедь апостолов всецело основывалась на законе и пророках, и последних ап. Павел называет наряду с апостолами основанием Церкви. О чтении новозаветных писаний за богослужением могут говорить: требование ап. Павла в Послании к Солунянам прочитать это послание «всем святым братиям», что удобнее всего можно было сделать на богослужебном собрании, – требование колоссянам обменяться посланиями с Лаодикийскою Церковью» [6]. Проповедь занимала большое место в богослужении первых христиан: «Что касается проповеди, то в апостольском богослужении соответственно потребностям того времени и по неразвитости других элементов богослужения она занимала особенно широкое место: в даваемой Деяниями картине богослужения «учение» поставлено на первом месте; апостолу Иакову приходилось уже бороться со словоохотливыми проповедниками; ап. Павел учительство считает важнейшею обязанностью епископа и пресвитера» [7].
Интересные комментарии делает В. Алымов в «Лекциях по исторической литургике», когда приводит отрывок из «Апологии Иустина Философа», написанной во II веке: «В так называемый день солнца (т. е. воскресенье) бывает у нас собрание в одно место (очевидно в катакомбный храм) всех живущих по городам и селам. И читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление... (т. е.: чтение и проповедь – два главных элемента синаксиса, сохранившиеся и доныне). Затем все вообще встаем (значит, во время синаксиса сидели, как сейчас католики) и воссылаем молитвы» (гл. 67) [8].
В «Апостольских Постановлениях», которые относят к III веку, мы читаем, что на Литургии проповедь тоже следовала сразу за чтением Евангелия: «Когда совершатся два чтения, другой кто-либо пусть поет песни Давыдовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов. После этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелие. Во время же чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубоком безмолвии; ибо написано: «Молчи и слушай, Израиль»; и опять: «Ты же здесь стань и слушай». Затем пресвитеры, поодиночке, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их – епископ, который подобен кормчему» (2, 57) [9].
И в последующие два века проповедь в богослужении всегда следовала за чтением Св. Писания, часто представляя собой именно его толкование: «Проповедь за богослужением IV-V вв. занимала не менее значительное место, чем в прежние века, благодаря живости богословских споров и повышению общего уровня образования в клире (многие церковные деятели IV-V вв. получили образование в лучших светских школах того времени)... Большинство сохранившихся от этого периода проповедей представляют собой изъяснение Св. Писания; значительное количество посвящено догматическим спорам; меньшее – чисто назидательного характера и сравнительно небольшой круг представляют из себя праздничные проповеди... Главным моментом для проповеди по-прежнему была Литургия, а именно ее подготовительная часть, Литургия оглашенных, как это показывает целый ряд бесед св. Иоанна Златоуста и др., часто напоминающих слушателям только что слышанные ими литургийные возгласы и молитвы. Но иногда и по местам проповедь была и за другими службами. Так, беседы на Шестоднев св. Василия произносились по две в день – за утренним богослужением и вечерним («когда вы были на короткой утренней беседе, то мы натолкнулись на такую скрытую глубину мысли, что отчаялись насчет дальнейшего» и т. п.). По Сократу, «в Кесарии Каппадокийской и на Кипре в день субботний и недельный всегда вечером с возжжением светильников пресвитеры и епископы изъясняют Писания». Беседы св. Иоанна Златоуста на Бытие произносились вечером («мы излагаем вам Писания, а вы, отвратив глаза от нас, обратили внимание на светильники, на того, кто зажигал светильники»). «Обратите внимание на продолжение псалма, о котором мы на утрене говорили», – приглашает своих слушателей блж. Августин. Так как проповедь считалась непременною принадлежностью Литургии, то она, надо думать, имела место обязательно в те дни, когда совершалась Литургия и настолько часто, насколько где-либо совершалась последняя. Но в Четыредесятницу и Пятидесятницу, особенно в первую – в виду оглашенных, проповедовали большей частью ежедневно. Так, в беседе св. Иоанна Златоуста на Бытие и «о статуях», равно как в словах блж. Августина на псалмы, постоянно встречаются ссылки на «вчерашнюю» беседу» [10]. Как мы видим, в Древней Церкви проповедь следовала непосредственно за чтением Св. Писания (Паремий, Апостола, Евангелия).
Возможно ли в Русской Православной церкви вернуться к древней практике проповеди на Литургии оглашенных? Полагаю, что вполне возможно. Проповедовать сразу после чтения Св. Писания тем более оправданно, если проповедь основана на его толковании. На своем традиционном месте проповедь, представляющая собой изъяснение Писания, вдохновляющая верных жить по Евангелию, служит также хорошей подготовкой к Литургии верных, она может органично включать в себя и элементы катехизации, в т.ч. сопоставление Евангельских событий с современной жизнью. Проповедь сразу после чтения Св. Писания никак не может «разрывать» богослужение, она не является «модернизацией» богослужения, как видно из приведенных источников, а представляет собой его традиционную и неотъемлемую часть.
----------------------------------------------------------------------------------------
1 – «Лекции по исторической литургике» В.А. Алымова в Высшей Религиозно-философской школе в Петербурге. 1994-1995 гг. Режим доступа: http://www.liturgica.ru/bibliot/alymov/alymov01.html
2 – Там же, http://www.liturgica.ru/bibliot/alymov/alymov02.html
3 – «Толковый Типикон – объяснительное изложение Типикона с историческим введением». Составил профессор Киевской Духовной Академии М. Скабалланович. Выпуски 1,2,3. Москва, «Паломник», 1995. Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/head/8377
4 – Там же, Глава: Ветхозаветно-еврейское богослужение / Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8379
5 – Там же.
6 – Там же, Глава: I Век. Апостольское богослужение / Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8380
7 – Там же.
8 – «Лекции по исторической литургике» В.А. Алымова в Высшей Религиозно-философской школе в Петербурге. 1994-1995 гг. Глава: Богослужение II века / Режим доступа: http://www.liturgica.ru/bibliot/alymov/alymov05.html
9 – Постановления святых Апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского – СПб, 2002 г., С. 71.
10 – «Толковый Типикон – объяснительное изложение Типикона с историческим введением». Составил профессор Киевской Духовной Академии М. Скабалланович Выпуски 1,2,3. Москва, «Паломник», 1995. Глава: Проповедь / Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8395