Анна Алиева: Действуют ли катехизаторы на приходах в вашей епархии? С какими проблемами они сталкиваются? И как эти проблемы решаются?
Епископ Аристарх: Такие катехизаторы, конечно, есть. А проблемы – они, я думаю, существуют в любом деле. Просто их нужно не бояться, а планомерно решать. Конечно, самое важное в этом вопросе – найти достойного, нужного человека. Если будет человек – будет работа, не будет человека – никакими бумагами, приказами, распоряжениями вопрос невозможно будет решить.
И здесь в первую очередь нужно обратить внимание на тех людей, которые уже известны церкви. Те, кто осуществляет катехизаторскую деятельность на приходах и в целом в границах епархии, на 90% состоят из тех, кто заканчивает двухгодичные богословские курсы. Конечно, и другие люди привлекаются - как правило, это люди, имеющие образование – не среднее, а высшее или специальное образование. Они тоже помогают. Но в основном мы берем кадры из тех, кого готовим сами на богословских, катехизаторских курсах.
А. Алиева: Что в первую очередь важно сегодня для возрождения церкви? О чем здесь важно думать, что делать любому церковному человеку?
Епископ Аристарх: Если говорить о церковном человеке, то, наверное, здесь ничего нового не скажешь. О том, что ему необходимо делать, две тысячи лет назад сказал Сам Господь наш Иисус Христос, Который основал Церковь и в лице Своих учеников дал нам завет – завещание, говорящее о том, как поступать. И прежде всего об этом говорят Его слова: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Священники, конечно, должны быть прежде всего служителями алтаря Господня, совершителями таинств, а вот что касается повеления учить, просвещать людей, то здесь, я думаю, деятельность священника не столько в прямом исполнении этого служения, а в том, чтобы найти себе помощников – тех, кто помогал бы ему готовить людей к тому, чтобы они стали действительно достойными христианами. И в этом плане организационная деятельность поиска людей, воцерковления их начинается со священника, а потом и ему становится легче с их помощью свою миссию осуществлять.
И ещё: для верующего человека, я думаю, важно помнить и то, что сказано в Евангелии в отношении каждого из нас, каждого христианина – чтобы мы могли дать ответ каждому вопрошающему. Значит, мы сами должны быть готовы, мы сами должны стремиться к тому, чтобы лучше узнать Слово Божие, и не только узнать, но передавать его так, чтобы люди принимали его – это очень важно. Можно знать самому, но не передавать другим, и это знание будет тогда ограничено, оно будет полезно только для тебя. Но этого, наверное, недостаточно для современного христианина, он тоже должен быть миссионером. Передавать тоже можно по-разному: можно говорить такими фразами, что люди не будут принимать, а можно говорить языком доступным и так, чтобы люди принимали. В этом умении говорить как раз и состоит искусство и тайна миссионерской деятельности.
А. Алиева: Современному человеку, не знающему церковных традиций, очень сложно войти в церковь. Как эта проблема решается у вас в епархии?
Епископ Аристарх: Так же, как и в других епархиях, я думаю. У нас более двухсот воскресных школ, в этом году закончился первый год обучения в двух православных гимназиях – одна в Кемерово, другая в Новокузнецке. Эти православные гимназии служат оглашению, воцерковлению не только детей, но и их родителей. И воскресные беседы в воскресных школах проходят не только для детей, но и для взрослых.
Уже второй год при главных храмах в Кузбассе - в Кемерово и Новокузнецке - раз в месяц совершается специальная литургия для глухонемых, для людей с ограниченными возможностями, чтобы они тоже могли воцерковляться. У нас есть учащиеся, которые выучили азбуку для глухонемых и с помощью знаков говорят во время литургии, что именно совершается, и благодаря этому люди, которые не слышат пения, чтения, могут молиться вместе со всеми, участвовать в богослужении. Потом, после литургии, бывают и встречи, на которых священник и глухонемые прихожане общаются с помощью знаковой жестикуляции – эти беседы представляют собой своего рода воскресную школу для глухонемых.
Есть у нас учебные заведения, которые находятся под патронажем губернатора. Там в подавляющем большинстве учатся дети, у которых нет родителей или родители лишены родительских прав - то есть дети, которые нуждаются в особом внимании. Все-таки обычно родители участвуют в воспитании, в образовании детей, а здесь, по сути дела, дети лишены такой возможности, поэтому они прежде других должны не остаться без внимания со стороны церкви, со стороны властей. Мы должны помочь им стать достойными гражданами. Поэтому мы каждый год встречаемся с учащимися, беседуем с ними.
У нас регулярно проводятся и встречи в вузах со студентами. В Кемерово семь вузов. В этом году, как и в предшествующие годы, мы побываем в каждом из них хотя бы один раз. На такую встречу собираются желающие студенты – обычно аудитория или целый актовый зал. Это краткие, примерно на полчаса, беседы, посвященные актуальным темам (в этом году мы говорили о том, что такое человеческое счастье и как Церковь предлагает его находить), потом вопросы и ответы на них. Больше всего вопросов бывает о том, как повенчаться, в чем суть венчания, для чего детей крестят – насущные, жизненные вопросы, связанные с семьей. Это понятно: студенты люди молодые, их это интересует.
А. Алиева: То есть на этих встречах, на беседах в воскресных школах и вопросы богослужения затрагиваются?
Епископ Аристарх: Да, конечно. Кроме того, на каждом богослужении одним из сослужащих священников произносится проповедь. И когда совершается отпевание, крещение, венчание – всегда произносится проповедь. Это тоже своего рода просвещение. Священник обычно говорит не только о смысле таинства, но и о чинопоследовании – что оно выражает, например, почему во время венчания три раза вокруг аналоя ходят, кольца для чего надевают.
А. Алиева: Владыка, на Рождественских чтениях была секция по катехизации, где Вы были сопредседателем. Там поднимался вопрос о подготовке к крещению. А как у вас в епархии осуществляется подготовка к крещению?
Епископ Аристарх: Мы этот вопрос подняли, если мне не изменяет память, года два или три назад, и сначала обсудили его на совещании с благочинными, затем вынесли на епархиальное собрание, потом в течение года обсуждали со всех сторон. Кто-то говорил – надо, кто-то – не надо, но в конечном счете все пришли к заключению, что обязательно надо готовить людей к крещению, иначе происходит профанация. Недостаточно просто человека крестить – и потом живи как хочешь. Это же не какая-то магия, не формальность. Человек должен измениться к лучшему, стать другим.