Есть вещи, которые не подлежат забвению

Слово свящ. Георгия Кочеткова на панихиде по жертвам советских репрессий, 29 октября 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, христиане!

Завтра наш народ вспоминает – должен был бы вспомнить – о жертвах советских репрессий, хотя мы с вами хорошо понимаем, что далеко не все это сделают. А некоторым и вспоминать как бы нечего, потому что они живут только одним сегодняшним днём или мечтами о некоем несбыточном будущем. И наша с вами задача – перед Богом и людьми, исходя из нашей ответственности перед страной, народом, перед историей настоящей и будущей – напомнить об этом, чтобы очистить нашу память. Беспамятство – это грех. Если иногда и нужно человеку что-то забывать – а Бог всё-таки дал человеку дар забвения, – то это совсем не то же, о чём надо помнить.

Мы с вами сейчас молились о том, чтобы Бог даровал вечную память всем пострадавшим и убиенным почти за целый век беспрецедентных в истории человечества репрессий против собственного народа. За целый век нашей истории буквально вся наша земля покрылась кровью, слезами, потом, костями людей. Сейчас куда ни пойдёшь, где ни воткнёшь лопату – в городе, в селе или на поле, – почти наверняка найдёшь останки людей. Сколько ещё безвестных кладбищ находится у нас под ногами! При этом у нас почти нет памятников, нет музеев, до сих пор в огромной мере закрыты все архивы. Память трудно восстанавливается не только из-за внешних препятствий, но ещё и потому, что люди привыкли отторгать то, что им страшно вспоминать. К сожалению, в сознании людей сохранилось много старых идеологем, поэтому некоторые под влиянием агитации и пропаганды нечестных людей думают, что не надо ничего вспоминать. Они думают: зачем ворошить прошлое, зачем бередить раны, зачем накликать на себя беду? Но, повторяю, есть вещи, которые уходят в вечную память, которые не подлежат забвению и которые от беспамятства могут сильно пострадать.

Могут спросить: как же мы молимся о невинно страдавших и убиенных? Ведь мы этим людям испрашиваем прощение грехов. Мы не наивные люди и хорошо понимаем, что никто из живших на земле не был безгрешным. Но мы понимаем и другое: незаслуженные страдания, которые людям приходится переживать, приводят к тому, что человек перестаёт грешить, цепочка зла и греха прерывается, и, таким образом, людям прощаются их грехи. В Писании сказано: «Страдающий плотью перестаёт грешить». Если человек страдает не за свой грех, не за своё беззаконие, то он очищается. Мы знаем множество тому примеров. Дай Бог, чтобы очищались души людей, но не дай Бог повторения того, что было!

Мы ещё не можем вполне осознать то, что значат эти величайшие в мире страдания, когда за кратчайший период времени от беззаконной и безбожной власти – власти агрессивной, нетрезвенной, такой, которая была чужда людям, живущим на этой земле, независимо от их вероисповедания или национальности – пострадали многие миллионы. Эту власть все воспринимают как чужую. Как мы с вами помним, нет ни одной национальности, которая бы не пострадала, ни одного народа, который бы не стал жертвой в те годы революции, гражданской войны, индустриализации, коллективизации, Финской и Отечественной войн и т. д. Я думаю, что у многих из нас есть родные нам люди, которые также были репрессированы, а кто-то погиб или отсидел какие-то немыслимые сроки. Такая беспрецедентная агрессия зла привела всю страну к антропологической катастрофе. Не только социально-политической или экономической катастрофе, но прежде всего к тому, что не осталось живого места в сердцах и душах людей: всё искажено, извращено, дезориентировано и испорчено.

В нашей стране, как нигде в мире, огромное число людей, повреждённых и физически, и психически, и, уж конечно, духовно. Удивляться этому не приходится. Можно лишь удивляться другому: что это не осознаётся и не понимается не только за границами нашей страны – это ещё объяснимо: у них нет данных, не хватает фактов, они не знают хорошо нашей истории, – но ведь то же самое происходит и внутри страны. Мы часто не понимаем, почему мы сталкиваемся с такой духовной пустыней, куда бы мы ни пошли, от центра Москвы «до самых до окраин». История должна учить нас, а для этого мы должны как следует посмотреть, какие ошибки мы сделали в прошлом. Этих ошибок было много, их делали все классы, все слои населения. Вспомните хотя бы то, что говорил Н.Н. Неплюев в начале XX века. Конечно, об этом говорили многие, но просто он очень хорошо сформулировал – ещё до начала катастрофы, до нашего русского холокоста, – что нужно было делать дворянам, что нужно было делать церкви, но чего не делали ни те, ни другие. Он показал, что нужно было делать крестьянам и рабочим, – но и они тоже не исполняли своего призвания свыше. Никто тогда не сказал людям достаточно громко и внятно, чем они должны заняться, чтобы предотвратить катастрофу. А если кто-то и начинал это говорить – их затыкали, не слушали, над ними смеялись, их раньше срока сводили в могилу.

Нельзя сказать, что мы сами не были виноваты в том, что произошло, как нельзя сказать и того, что сам народ породил эту новую власть и свою новейшую историю. Это ставит перед нами ещё одну проблему, которую в России так тяжело решать до сих пор: как достичь открытости, не только внутренней, но и внешней «всемирной отзывчивости», и как в то же время сохранять свои границы, знать свою меру во всём. Сохранять границы – это и означает знать меру. Мы часто ни в чём меры не знаем, мы часто не знаем, не храним и не любим своих границ, хотя давно, с детства выучили, что «где нет границ, там нет ответственности». Но мы до сих пор не делаем из этого никаких выводов и всё время выходим за эти границы туда, куда нам выходить не следует.

Даже сейчас, если взять, например, политику, то мы всё время видим бесплодные усилия доказать, что мы мировая держава, которая может на равных разговаривать со всеми другими державами мира. Однако сегодня, во всяком случае, это не так, и нам надо быть скромнее. Но мы по-прежнему стараемся учить весь мир, когда речь заходит о культуре или о духовном опыте. Да, в нашей истории были мировые достижения, поэтому наш народ имеет право называться великим. Но надо понимать, что сегодня у нас другой народ и другая страна. И тому народу, который сейчас живёт в этой стране, точнее сказать, на этом пространстве, ещё надо доказать, что он способен хоть в чём-то сохранять преемственность по отношению к собственному прошлому. Пока этот народ ещё не очнулся. Редко можно услышать здравый голос или увидеть адекватные действия – дальновидные, умные, ответственные, – встретить людей, способных на дерзновение и сострадание. У нас до сих пор отсутствуют смелость и свобода, так же как и кротость и смирение, т.е. опять же знание себе во всём меры, ибо слово смирение (смЪренiе) происходит от корня «мЪра».*

Будем же, дорогие братья и сёстры, вспоминать своих близких и родных, перенесших ужасные страдания или смерть, вспоминать всех и вся. Не только святых новомучеников и исповедников, хотя их наследие – особая драгоценность, но надо вспомнить и всех остальных, потому что они тоже этого достойны, т.к. они тоже пострадали от советской власти, даже если они пытались прежде этой власти служить. Нам очень важно понимать, как освободиться от миазмов этой власти, до сих пор витающих в воздухе. Нам очень важно осудить преступления советского режима, понимая, что сам этот режим был преступен от начала до конца своей истории, с осени 1917-го до 1991 года. Он всегда был антинароден, даже тогда, когда искренне хотел обратного; он всегда разорял страну, народ, веру, душу, дом, историю, прошлое, современное и будущее в этой стране. Ещё пройдёт какое-то время, прежде чем можно будет увидеть полное преодоление наследия страшного XX века в нашей, да и не только в нашей, стране. Такие катастрофы обычно влияют на целые столетия, целые эпохи. И всё же надо молиться Богу, чтобы Он послал Свою любовь и силу Своего Духа для возрождения страны и людей, которые больше не могут ждать: их жизни не хватит на эти будущие столетия. Если ничего не делать, то не будет ни страны, ни народа.

Будем же, дорогие братья и сёстры, чуткими к той земле, по которой мы ходим, к той истории, которую мы наследуем, к тому веянию Духа, которое посылается нам свыше. Божья воля в том, чтобы мы понимали, в том, чтобы мы делали выводы, в том, чтобы мы не повторяли ошибок и преступлений прошлого, даже когда обстоятельства берут нас за горло и кажется, что иного выхода нет. Нашей стране необходимо обрести новое вдохновение, чтобы люди могли спокойно, свободно и радостно смотреть в глаза друг другу с надеждой, верой и любовью. Нам нужно содействовать устроению жизни на основах братолюбия, прежде всего в церкви, но не только: оно необходимо везде и для всех. Нам нужно найти пути общения людей, которые не могут повторять лишь прошлый опыт, каким бы замечательным он иногда ни был. Всё это требует огромного напряжения, большой работы, настоящей ответственности. Давайте же, дорогие братья и сёстры, зная всё это, помнить и исполнять это в своей жизни!

Аминь.


* Корень мЪра пишется через «ять».
Информационная служба Преображенского братства
 
загрузить еще