Всероссийское православное братство для жителей больших городов?

Миллионер, баловень судьбы, задумавшись о призвании русского помещика, Николай Николаевич Неплюев смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское Трудовое братство

9 марта в Свято-Никольском монастыре г. Гомеля прошла встреча с местными прихожанами и гостями на тему «Опыт святости на примере жизни и служения Н.Н. Неплюева и Трудового братства». Устроителями встречи были члены братства во имя свт. Тихона Задонского, жители городов Воронежа и Гомеля. В первой части встречи прозвучал доклад Нины-Инны Ткаченко (Воронеж) о Николае Николаевиче Неплюеве, и главном деле его жизни – православном Крестовоздвиженском Трудовом братстве.

Можно смело говорить, что Николай Николаевич – это одна из ключевых фигур в современной истории Церкви. Николай Николаевич был аристократом по роду, но главное, что он был аристократом духа. Перечень его церковных служений приковывает внимание: христианский мыслитель, писатель и богослов, общественный деятель, активный участник в подготовке Поместного собора РПЦ 1917-18 гг., создатель уникальной педагогической системы христианского образования и воспитания. Миллионер, баловень судьбы, задумавшись о призвании русского помещика, Николай Николаевич смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское Трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы.

Николай Николаевич проводил очень много времени с воспитанниками своей школы – читал и беседовал, обедал, и даже путешествовал. Детям преподавались основы сельскохозяйственных наук, общеобразовательные предметы, музыка, иностранные языки, но главной целью было воцерковление детей. Дети учились не только верить в Бога, но и жить по вере.

Из маленькой общинки трех выпускников, пожелавших остаться с попечителем школы и стать в ней учителями, родилось Крестовоздвиженское Трудовое братство. С этого момента жизнь Н.Н. Неплюева и дело устроения Братства были неотъемлемы друг от друга и составляли единое целое. Каждый год Братство пополнялось в основном за счет выпускников школ. При братстве была открыта Преображенская женская сельскохозяйственная школа, освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня, сооруженный при школах, основан детский приют на братском Рождественском хуторе.

Неплюев считал, что обществу требуется преодоление «рутинного», внешне-формального отношения к христианской жизни, т.к. люди не живут по вере. Николай Николаевич видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении соборности, т.к. его нарушение приучило мирян не считать себя ответственными членами Церкви.

Он указал три основания устроения жизни и деятельности Трудового братства:

– вера в Бога живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия;

– любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему тому, что разъединяет;

– труд:  качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольной дисциплины*.

Насущной потребностью Церкви, как писал Неплюев, было устроение жизни каждого прихода Российской Православной Церкви на началах «нелицемерного братолюбия» и соборности, а в перспективе – и создание Всероссийского братства.

После доклада гости задавали вопросы, делились мнениями, дополняли услышанное. Архим. Савва (Мажуко) поставил вопрос о возможной канонизации Н.Н. Неплюева, о популяризации и воплощении опыта братской жизни и высказал сожаление о том, что подобные исторические факты сейчас в Церкви малоизвестны, не востребованы и часто воспринимаются, как маргинальные. А ведь в то же время это реальный опыт жизни по евангельским нормам.

Было сказано, что сейчас для Церкви актуален не столько опыт внешнего устройства Трудового братства, сколько внутренний настрой исполнять свое призвание в том месте, где ты поставлен Богом. Как ранее было актуально попечение о духовном становлении многочисленных и угнетаемых крестьян, так сейчас жители больших городов, например, призваны нести свет христианской веры среди окружающих их горожан. Понятно, что формы христианского общения и просвещения будут отличны от тех, что были в Трудовом Крестовоздвиженском братстве, но цель и Дух остаются в Церкви теми же на протяжении всех веков ее существования.

Может быть, самое главное, что показывает нам жизнь и служение Николая Николаевича Неплюева, это пример того, что человек может жить нераздвоенно, не оставляя ничего для себя.

* Из Устава Братства:

Братство задается следующими тремя главными целями:

а) заботиться о христианском воспитании детей, в духе православия, чрез учреждение на средства Братства школ, в коих главное внимание должно быть обращено на религиозно-нравственное усовершенствование воспитывающихся;

б) заботиться о православном религиозно-нравственном усовершенствовании взрослых членов Братства, через учреждение трудовой общины, строй жизни коей основывался бы на началах христианской любви и правилах Церкви;

в) по возможности оказывать и за пределами Братства поддержку всему тому, что ведет к упорядочению жизни в сответствии с евангельскими нормами.

Архим. Савва (Мажуко) и Юлия Штонда
Архим. Савва (Мажуко) и Юлия Штонда

Марина Анисимова


Информационная служба Преображенского братства

  
загрузить еще