По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в областном краеведческом музее открылась выставка «Он не преклонился перед силой факта. Н.Н.Неплюев и его Крестовоздвиженское братство». Организаторы – Воронежское малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского и Комиссия по канонизации святых Воронежско-Борисоглебской епархии.
Авторы масштабного проекта, реализованного теперь и в Воронеже – культурно-просветительский фонд «Преображение», музей «Трудовое братство Н. Неплюева» (Воздвиженск Сумской области, Украина), Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва). Руководитель первой из перечисленных организаций, президент «Преображения» Алексей Наумов побывал в Воронеже лично – в качестве участника пресс-конференции, предшествующей открытию выставки.
С журналистами также встретились представители Воронежско-Борисоглебской епархии – секретарь, протоиерей Андрей Скакалин и председатель Комиссии по канонизации святых, протоиерей Андрей Изакар, магистр богословия Наталья Игнатович, председатель Воронежского малого православного братства во имя святого Тихона Задонского Алексей Евстигнеев.
Из их выступлений явствовало, что христианский мыслитель, писатель, общественный деятель, наследник древнего дворянского рода Николай Николаевич Неплюев – одна из ключевых (но, как сейчас говорят, «не раскрученных») фигур духовной истории России. Рожденный в местечке Ямполь (сейчас это райцентр в Сумской области) в богатой, респектабельной семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду, этот сильный человек действительно сумел подняться над фактом. Задумавшись о призвании русского помещика, потомственный аристократ Неплюев дал себе труд перейти от слов к делу и создать в своем имении, в Черниговской губернии, сначала школу для крестьянских детей, а затем – Крестовоздвиженское Трудовое братство. В которое вошли выпускники той самой школы.
Будучи гениальным педагогом, Неплюев основал уникальную воспитательно-образовательную систему, позволившую забитым и забытым крестьянским ребятишкам преобразиться в думающих, обладающих подлинным человеческим достоинством личностей, глубоко верующих христиан. «Воспитанники проникаются духом веры и любви христианской не путем умножения богословских предметов и числа уроков, а путем выяснения значения любви в самой жизни, во всех взаимных отношениях и учеников, и учителей, и всех других членов братства. Дети воспитываются в привычках жить любовью, с любовью относиться друг к другу, к воспитателям, ко всей природе, наконец. В этом основной закон всей жизни школы», – пояснял Николай Николаевич.
– Сегодняшняя выставка – очень важное для нас событие, – отметил Андрей Скакалин. – Ведь многие не знают истории Крестовоздвиженского Трудового братства, не знают об этом удивительном явлении конца XIX – начала XX века, возникшем в Черниговской губернии. Братство, отношения в котором были построены на идеалах православия, просуществовало на протяжении почти 50-ти лет. Об этом долгое время не говорилось, фотографии и другие архивные документы скрывались от общественности.
Сегодня, наконец, точки над «и» расставлены: Крестовоздвиженская школа признана колыбелью Трудового братства, явившего России и Русской Православной Церкви реальный пример христианского единства людей вне зависимости от их сословных, имущественных и иных различий. На воронежской земле восстановление исторической справедливости значимей потому, что касается непосредственно здешних реалий. Вернее, персон: после смерти Николая Неплюева в 1908 году почетным членом Крестовоздвиженского братства стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, известная современным воронежцам по сохранившемуся в Рамони оригинальному замку и многочисленным благим делам.
О том, что выставка призвана противостоять беспамятству, говорил Алексей Наумов. Нельзя с пренебрежением относиться к уникальному опыту возникновения братств на территории России – это целая традиция. Общинная, она же братская жизнь ведет отсчет с XVI века. Примеров ей – масса, хотя они – никак не у всех на устах. Мало кто, к примеру, знает, что к 17-му году в России было зарегистрировано порядка 700 братств! Которые помогали приходам, занимались другой полезной деятельностью. В том числе – просветительской, на ниве которой преуспел многоплановый Николай Николаевич Неплюев.
Относительно собственно выставки Алексей Андреевич заметил: подобные показы – нечто большее, чем информативное знакомство с темой. Они дают возможность зрителю прикоснуться к опыту святой жизни и измениться самому. «Если человек явился сюда с открытым сердцем – бесследно это не пройдет…»
Отец Андрей Изакар напомнил: опыт школ и братств Неплюева был высоко оценен знаменитым пастырем, святым праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн, хорошо знавший деятельность Неплюева (тот обращался к пастырю за духовным советом), назвал Николая Николаевича истинно русским дворянином, занимающимся истинно дворянским делом. И как иначе? В декабре 1901 года небедный человек Николай Неплюев передал в дар Братству недвижимое имущество – землю с лесом, постройками и заводами. А позже написал: «Двадцати радостных трудов оказалось достаточным, чтобы частный человек мог подарить церкви и отечеству своему живую, здоровую клетку, состоящую из живых духом и здоровых телом и духом людей, сплоченных любовью к Богу и к друг другу в одну братскую семью, полную духа мира и единения в братолюбии… Создать трудовое общество с этим характером было для меня насущною потребностью веры, разума, совести и любви к Богу, моему Государю, Церкви Православной, к моему отечеству, к дворянству, интеллигенции, народу и всему человечеству. Теперь это сокровище я приношу в дар России».
В 1904 году, осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Неплюев поднял вопрос о национальном покаянии. И немедленно приступил к созданию двух организаций: светской – «Партии мирного прогресса» и религиозной – «Всероссийского братства». Они были призваны объединить людей для «мирного созидания родины», но... Понимания у властей и интеллигенции этот замысел не нашел.
Русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев, размышляя о пути Неплюева, писал: «В том-то и все значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей… Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».
Пророка, как известно, в отечестве нет. После революции продолжатели дела Николая Неплюева стоически пытались приспособиться к новым условиям. Однако атеистические боссы репрессировали руководителей Трудового братства и превратили его в колхоз. Последовавшее за этим актом насильственное выселение вчерашних братчиков с обжитых земель обернулось не только ломкой их судеб, но и полным забвением дела Неплюева, его имени и идей.
Зная – хотя бы в общих чертах – предысторию того, что стало содержанием выставки, с особым чувством вглядываешься в экспонаты. Оригинальные фотографии и документы из архивов потомков братчиков, прижизненные издания богословских работ Николая Неплюева, копии фотографий и документов из собрания музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, предметы обихода. Очень помог подробнейший рассказ экскурсовода, в роли которого выступила Наталья Игнатович. Но, думается, и самостоятельно выставку освоить труда не составит – она, отдадим должное организаторам, сделана по неплюевским принципам. Грамотно и с любовью.