Посетители краеведческого музея могут познакомиться с опытом уникальной крестьянской общины, созданной на Украине помещиком Неплюевым. Это его дело продолжала принцесса Евгения Ольденбургская в воронежском имении Рамонь, строя для местных жителей школы и развивая производства.
Трудно поверить, но в начале прошлого века на полевых станах в соседней Сумской области (тогда – Черниговской губернии) стояли душевые кабины. С фермы на кирпичный завод можно было позвонить с аппарата «Эриксон» по телефонной линии «Сименс». Множество небольших племенных хозяйств, винокурня, школы и больница снабжались электричеством. Крестьянские дети писали рефераты на религиозно-философские темы, а взрослые снимали свою фантастическую деревенскую жизнь на цветную фотопленку.
Крестовоздвиженскому трудовому братству было отведено лишь несколько десятилетий - в 1929-м сюда докатилась коллективизация, и большинство членов этой христианской коммуны оказалось разбросано по тюрьмам и ссылкам. Но культурный «заряд» сохранили их потомки.
На выставке, уже побывавшей в ряде городов России, представлены оригинальные снимки и вещи, копии документов из музея «Трудовое братство Николая Неплюева» (село Воздвиженск Сумской области, Украина) и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов (Санкт-Петербург).
– Неплюев был, казалось, из тех баловней судьбы, кто решительно ни в чем не нуждался, - рассказала исследователь истории Крестовоздвиженского православного братства – магистр богословия Наталия Игнатович. – Наследник древнего дворянского рода, имевший общего предка с Романовыми и семейные связи с московским святителем Филиппом (Колычевым), он начинал традиционно для аристократа – как дипломат. Но понял, что светская жизнь не дает ему быть собой, мешает стремиться к христианским идеалам любви и служения ближнему. Он остро осознавал недостатки в устроении тогдашней общественной и церковной жизни, прошел через серьезный кризис веры – и вдруг нашел выход. Поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. Невзирая на протесты отца, осел в имении и открыл школу для крестьянских детей, из выпускников которой и образовалось трудовое братство.
Педагогическая система у Николая Неплюева была весьма неординарной. Набрав неграмотных ребятишек, в том числе сирот, он смог с малых лет приохотить их к постоянному самоанализу и взаимопомощи. В сельскохозяйственных школах – мужской и женской – сложились «братские кружки»: старшие ребята опекали и воспитывали младших, составляли на них характеристики. Уроки в классах готовили сообща, чтобы привыкнуть к жизни в коллективе. Среди предметов была классическая музыка и иностранные языки, ну а по выходным все ходили в храм и участвовали в духовных беседах. Неплюев полагал, что его ответственность перед народом – в том, чтобы выпестовать истинных христиан и культурных земледельцев.
Неплюев полагал, что его ответственность перед народом - в том, чтобы выпестовать истинных христиан и культурных земледельцев. В воспоминаниях современника есть эпизод: по имению Николая Николаевича бродит свинопас с томиком Спинозы.
Выпускники школ, привыкшие к изолированной братской жизни в атмосфере добра, создали трудовое братство и возделывали земли помещика. К 1915 году в общине было около 450 человек и 900 наемных рабочих. Неплюев вложил в импортную технику огромные средства и долгие годы кредитовал хозяйство, поскольку из-за низкого качества почвы, сравнительно малых объемов переработки сельхозпродукции и слишком «длинных», как сказали бы сегодня, «инвестиций в инфраструктуру» производство было нерентабельным. Позже Неплюев переписал на братство почти все свое имущество. Он признавал, что существование общины можно было считать выгодным только с учетом духовных преимуществ жизни в ней.
Эту высокую планку способны были взять не все братья. Начиная со школы: одни не могли отучиться от формального отношения к религиозным обрядам и молитве (богообщение было краеугольным камнем неплюевской педагогики), другим оказалось не под силу отвлеченно мыслить, третьим не нравилось, что их недостатки обсуждают на общих собраниях детей и учителей. В братстве иным становилось тесно, когда вставал вопрос о создании своей семьи.
– На рубеже веков Крестовоздвиженская община переживала кризис. Ушли со скандалом некоторые члены, опубликовав затем критические заметки с обвинением Неплюева в авторитаризме – при том, что ключевые решения принимала братская Дума. Николай Николаевич ездил за советом к Иоанну Кронштадтскому (впоследствии причисленному к лику святых) и получил его поддержку. Отец Иоанн назвал его «истинным дворянином, занятым истинно дворянским делом». Были к Неплюеву нарекания и со стороны священников. Однако те же священники спустя годы признавали по ряду вопросов его правоту, – добавила Наталия Игнатович.
Николай Неплюев умер в 1908-м и не увидел, как дело его жизни рушилось под ударами гражданской войны (имущество общины разграбили) и колхозного строительства. Когда 80 процентов братчиков было репрессировано, пришедшие им на замену необразованные крестьяне привели хозяйство в упадок.
Имя и идеи «идеального помещика», впрочем, не были совсем забыты. Знакомый с Неплюевым священник Николай Опоцкий, в 1920-1930-е годы кочуя по ссылкам в сане епископа, всюду собирал вокруг себя подобие братств. Владыка Макарий (Опоцкий) и в таком «подполье» стал выдающимся катехизатором. Из бывших членов Крестовоздвиженской общины вышли добросовестные работники, один из них - Семен Черненко – сделался крупным селекционером, соратником Мичурина. Свою Сталинскую премию за создание сортов плодовых деревьев Черненко разделил с семьями братчиков, сосланных в Сибирь. Ну, а в постсоветское время опыт Неплюева востребован, к примеру, просветительскими братствами, одно из которых – названное в честь святителя Тихона Задонского – и выступило инициатором выставки.
Посетить экспозицию можно до 31 марта по адресу: Воронеж, ул. Плехановская, 29 (областной краеведческий музей). График: пт, сб, вс с 10 до 18 часов, ср с 11 до 18, чт с 12 до 20, касса закрывается за 45 минут до конца рабочего дня.
Справки и заказ экскурсий для любых групп по телефону: (473) 252-16-47 (музей), 8-906-580-73-74 (Инна Владимировна Ткаченко).
Алексей Наумов, президент культурно-просветительского фонда «Преображение» (один из организаторов проекта):
– Традиция братской жизни в России зародилась в XVI веке в юго-западных губерниях, где такое единение было для православных одним из способов сохранить свою веру. Можно вспомнить, например, деятельность преподобного Паисия Величковского. К 1917 году в стране было около 700 православных братств, которые творили дела милосердия, оказывали помощь приходам, занимались просвещением. Николаем Неплюевым двигала идея покаяния в его святоотеческом понимании – как устроения жизни на новых, евангельских началах. Он даже написал что-то вроде инструкции для всех сословий в России: что каждому делать, чтобы изменить общественную жизнь.
Протоиерей Андрей Изакар, председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии:
– В истории Крестовоздвиженского братства отразились все основные перипетии общественной, культурной и духовной судьбы России рубежа XIX-XX веков, а может, XX века тоже. В годы репрессий некоторые члены этой общины стали исповедниками веры, служивший у них иерей Роман (Медведь) прославлен как священномученик. У отца Романа были разногласия с Неплюевым, но выйдя из Крестовоздвиженского братства, он вскоре сам создал подобную общину. Воронежцам будет любопытно узнать, что принцесса Евгения Ольденбургская (племянница императора Александра II и владелица усадьбы Рамонь) была почетным членом неплюевского братства и по-своему воплощала его идеи. Она реконструировала сахарный завод, для создания рабочих мест открыла кондитерскую фабрику, чья продукция получала призы на европейских выставках, она содержала в имении больницу, столовую и школу, поддерживала семьи бедняков и даже устроила на берегу реки Воронеж зоопарк! В основе этого - тот же просветительский принцип, те же евангельские заповеди.