На соборе обсуждались две темы, которые оказались глубоко связаны. В первый день говорили о трудностях и кризисах, которые бывают в общинной жизни, потенциале общины и ее современных особенностях. Встречи второго дня были посвящены Акции национального покаяния, с инициативой которой в год столетия трагедии 1917 года выступает Преображенское братство.
Некоторым общинам Преображенского братства по пятнадцать, двадцать лет. Самой первой общине в следующем году исполнится тридцать. Ольга-Олеся Сидорова, председатель Воскресенского малого православного братства, сделала обзор того, как развивалось понимание общинной жизни за эти годы, как дополнялись новыми смыслами и открывались на большей глубине принципы жизни общины, сформулированные основателем и духовным попечителем братства отцом Георгием Кочетковым еще за десять лет до рождения первой общины, в 1978 году*. Рождение первой общины стало воплощением веры в Церковь, и рождение каждой общины, созидание личностных, подлинных, глубоких и ответственных отношений друг с другом – это каждый раз усилие по созиданию Церкви.
Близкие отношения невозможны без открытости, однако, когда люди все больше узнают о немощах друг друга, трудностях характера, им становится труднее ее сохранять. Но еще большим вызовом для общины становится то, что христианская любовь всегда взыскует от человека большего, преодоления инерции, страхов, грехов и немощей и такое движение вперед невозможно без доверия друг к другу, без послушания и терпения. Председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак поделился тем, как тронули его однажды слова архимандрита Сергия (Савельева), обращенные к его общине: «Вся жизнь моя открыта перед вами». Неотмирность общины, ее свобода от законов и грехов мира сего требует усилий, молитвы и труда.
Еще одна проблема связана с угашением духа, с тем, что Николай Николаевич Неплюев называл «рутиной церковной жизни», – с ней сталкиваются и «пожилые», и «молодые» общины. Это преодолевается через постоянный поиск путей обновления жизни, через стремление к общению и служению, когда община живет не ради себя, но ищет возможности послужить всей церкви.
В 2017 году, в год столетия революции, открывается возможность для особого усилия памяти о трагической истории страны и церкви, для обновления собственной жизни. И в связи с этим в Братстве родилась инициатива Акции национального покаяния.
Знак акции – птицы. Образ летящей птицы – это всегда знак выхода из клетки, обретения свободы. На первый взгляд птиц три, но если приглядеться, можно увидеть и четвертую, белую птицу надежды.
Все члены Братства – люди с грузом советского прошлого, своего собственного или своих семей, именно поэтому Акция национального покаяния связана с личным покаянием членов Братства и тех, кто захочет к ним присоединиться, а также с восстановлением личной истории, истории своей семьи. Как сказала ведущая встречи Юлия Балакшина, «мы можем покаяться за большевика в себе». Кто-то в советское время участвовал в неправде делом, словом или, наоборот, молчанием. Но и многие из тех, кто родился и рос уже в постсоветскую эпоху, свидетельствовали, что для них актуален призыв к покаянию за принятие в своей жизни духа страха, безволия, несвободы.
Протоиерей Василий Михок, президент православного движения «Воинство Господне», рассказал об опыте покаяния в Румынской церкви. Священный синод Румынской православной церкви объявил 2017 год годом памяти жертв коммунистического режима, памяти мучеников. Отец Василий рассказал и об акции 1999 года, когда была организована масштабная конференция, участниками которой стали представители четырнадцати христианских церквей Румынии – православные, католики, протестанты. На ней поднимались вопросы солидарности народа в исцелении и преодолении последствий «коллективного падения». Он отметил, что и в Румынии также приходится сталкиваться с тем, что в массовом сознании покаяние часто понимается только как личное дело каждого, индивидуализировано.
Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского центра «Преображение» и председатель Введенского малого православного братства, в своем слове сделал акцент на том, что покаяние направлено не в прошлое, но «в будущее в связи с прошлым». Этого часто не понимают, потому что останавливаются на вине, которая всех ослабляет. Считается, что покаяние – это позиция слабых, забывают, что покаяние – это возвращение к Отцу, перемена ума и попытка нащупать основания для возрождения народа и страны. Дмитрий Гасак отметил, что покаяние – это не столько вопрос вины, сколько вопрос разделения судьбы. «Мы не можем себя отделить от истории народа, и в этом тоже есть восстановление преемственности и традиции. Мы каемся не только в чем-то, но и для чего-то, и надеемся, что покаяние – это исправление пути», – сказал он.
Плод этой страшной эпохи еще и в том, что сегодня даже чуткие к правде люди не готовы брать на себя ответственность за существующую ситуацию и ее перспективы. Все поражены страхом и неверием в возможность единства, которое ассоциируется только с опытом «колхоза» и несвободы. Но христианское покаяние не может быть индивидуализированным, оно может быть только личностным и соборным, открытым для всех.
Покаяние за другого требует жертв и усилий. Отец Георгий Кочетков сказал, что в этом мире парадоксальным образом высшие Божьи дары – свобода и любовь – могут входить в противоречие. Человек всегда свободен, благодаря этому дару и возможна вера в человека, но свобода может вырождаться в произвол, становиться гибельной, демонической формой рабства. Такое вырождение свободы и привело наш народ к тотальной катастрофе сто лет назад. Отец Георгий обратил внимание на то, что апостол Павел в Послании к коринфянам (8:8–9:2) говорит о свободе верующей – свободе, способной ограничить себя ради брата, способной на все ради исполнения самой лучшей возможности, данной Господом – Христовой любви.
Александра Строцева
Фото Александра Волкова, Алены Каплиной, Олега Свечникова, Евгения Фоминых
* Статья была опубликована в журнале «Вестник РХД» №128 в 1978 году под псевдонимом Николай Герасимов.