Как учить детей истории

27 марта 2014
Своими рассуждениями поделился Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации

На протяжении нескольких лет в Преображенском братстве устраиваются летние лагеря для детей и подростков. Они готовятся заранее, в течение года. Совместные выезды участников лагеря открывают вдохновляющие возможности для лучшей их подготовки. Подобные выезды естественным образом рождают среду, в которой поднимаются самые острые и актуальные вопросы жизни, в которой подросток получает укрепление в вере, получает такие навыки, как умение различать, думать, сопоставлять, трудиться, общаться. Эти качества принципиально важны для верующего человека.

Кроме сугубо церковных задач, которые решает Преображенское братство, подростковые лагеря, как правило, посвящаются тому или иному периоду истории России. В этот раз рассматривается период от Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия.

Ключевой вопрос здесь – как учить детей истории? И как это сделать интересно? Своими рассуждениями поделился Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации.

В первую очередь – источники

В первую очередь детей нужно знакомить с источниками, теми, которые и изучают историки, формируя на основании их изучения исторические концепции, потому что источник – это вещь фундаментальная. И этим источником может быть простая печать, например, с именем князя, которую нашли на каких-то раскопках. Что это за князь? Когда он жил? Почему, в каких обстоятельствах могла появиться эта печать? К какому документу она могла быть привешена, например? Это формирует совсем другой взгляд на историю, потому что тогда человек, имя которого на печати, становится для нас живым. Не просто таким персонажем, которого никогда не видели, о котором только читали, например, на страницах учебника, а живым человеком.

Школьники лучше воспринимают источники, особенно если источник не только показать, например, на картинке, но и еще его пощупать, взять в руку, ощутить тяжесть… И если человек умеет, например, из какой-то загадки исторической сплести историческое повествование, то дети просто сидят не шелохнувшись.

Это может быть какой-нибудь рельефное изображение на храме, например. Изображение святого Георгия или льва, или дракона, или Давида, играющего на гуслях. Почему? Откуда? Это может быть, например, монета с изображением полета Александра Македонского на небо – русская монета с таким греческим античным сюжетом. Опять же вот эти вопросы – почему? откуда? Гораздо интереснее узнать ответы на такие вопросы, чем просто услышать сухое изложение какой-нибудь официальной исторической концепции. Т.е. первое – это источники.

Шаг второй: знакомство с историческими школами

Второе – нужно детей знакомить с историческими концепциями, т.е. взглядами на ту или иную проблему у разных историков. Надо говорить с детьми о различных исторических школах, которые существовали и существуют сейчас. Это очень важно, потому что самое главное, чтобы дети научились различать. Различать! А различение основано не на том, что одни более умные, а другие более глупые, просто в основе исторической концепции лежит чаще всего то, что искажает историю – это идеология. И изучение разных исторических концепций, и исторических школ позволяет увидеть, где более идеологизированная школа, а где – нет. И человек может сам выбирать труды определенных историков, которые ему ближе просто к сердцу, а не просто покупать в магазине все, что нравится по обложке.

От исторических источников к религиозному чувству?

История – увлекательная наука, она не может быть скучной и вопреки расхожему стереотипу, желающих ее изучать и она может научить. На выезде подростки задавали очень много вопросов, как раз про источники. Потому что у нас шел разговор о символике домонгольской Руси, и я показывал различные сюжеты. Например, сюжеты белокаменной резьбы, сюжеты на монетах, на печатях, на кирпичах, и – какую связь они имеют между собой, эти сюжеты, какую связь они имеют, например, с христианской верой или с языческими представлениями, не только на Руси, но и аналогичные изображения в Иране, в Западной Европе, в Скандинавии, в Египте и т.д.

Когда показываешь сходные сюжеты у разных народов, сразу возникает вопрос: почему? Тогда мы говорим все-таки о едином представлении о мироздании, о создании мира, о формировании вот этого мифологического сознания. Т.е. о единой «пра-родине», «пра-родине» всего человечества. Человек сразу вспоминает сотворение мира! И это пробуждает религиозные чувства.

 


Материал подготовил Дмитрий Дорошко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще