«Общинно-братская жизнь способна возродить жизнь личности и жизнь церкви в подлинной полноте»

Проповедь о. Георгия Кочеткова в день памяти апостола Андрея Первозванного, 12 декабря 2009 г.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Как замечательно, что в этом году праздник святого апостола Андрея совпадает с воскресным днем, с празднованием Воскресения Христова. Я поздравляю Свято-Андреевское братство с этим добрым знаком, свидетельствующим о том, что апостольская память всегда связана с воскресением. Апостолы не просто проповедники или моралисты, они прежде всего те, кто видел Христа воскресшего, и их свидетельство нам очень дорого и ценно, потому что мы тоже хотели бы видеть воскресение, совершающееся в наше время, в нашей стране, посреди нас. Ведь Христос воскресает в каждом верующем, когда его сердце загорается любовью Христовой – крестной и, конечно же, воскресной, любовью радостотворной, способной сопереживать чужому горю и сорадоваться каждому, кто радуется.

Конечно, для нас большая радость осознавать себя членами подлинного Христова братства – того братства, которое зарождается в единстве духа, устанавливающем союз мира между людьми, еще вчера друг с другом не знакомыми, не хотевшими знать ничего общего между собой. Это чудо – чудо Христа Воскресшего. И мы видим, как оно действует, как оно приносит не просто внешнее здоровье и благополучие, но, прежде всего, победу духа над всеми злыми обстоятельствами жизни, грехами, внутренним и внешним несовершенством, над всякой тьмой, которая так легко может завладеть любым человеком, даже верующим, если его вовремя не поддержать, если он не увидит струящийся в глазах ближнего свет Любви. Для нас так драгоценна возможность видеть это свидетельство о Христе Воскресшем, это продолжение апостольской проповеди в наше время посреди нас.

В то же время мы понимаем, что просто быть членами братства мало, нужно прежде всего быть носителями братской любви, того общения во Христе, которое наполняет нашу жизнь смыслом, светом, силой духа, дерзновением и той свободой, без которой так изголодались люди в этом мире, и особенно в нашей стране. Мы трезво осознаем все свое несовершенство, всю свою греховность, все свое недостоинство, мы понимаем, что не всегда нам, даже членам братства, хватает этой силы братской любви, братского единения, и, видя это, невольно начинаем задумываться: а что же из себя являет церковная жизнь, что – наша личная жизнь и что – общинно-братская жизнь, без которой в наше время не раскрывается церковность в людях? Да, мы знаем из истории, из книжек, что когда-то эта жизнь раскрывалась в евхаристическом собрании, или на вселенских соборах, или в монастырях, или под пытками в сердцах мучеников, древних или современных, совершавших свой подвиг в двадцатом веке, еще столь недавно. Но невозможно не видеть, что сегодня без общинно-братской жизни церковность не может раскрыть себя. Оказывается, нужно не только в себе, но еще и в своих ближних охранять тот свет, который дал нам Господь. И нужно помогать другим людям выйти к этому свету – не только неверующим, не только оглашаемым или просвещаемым, но иногда и верующим. Если мы не будем поддерживать друг друга, в один прекрасный момент окажется, что нам самим неоткуда взять этой помощи, не у кого просить ее, не от кого ожидать. Так гаснут многие великие сердца нашего времени.

Когда-то, очень давно, я вам рассказывал об этом, и может быть, некоторые из вас помнят и конкретные примеры. Как бывает печально видеть, когда перед тобой стоит какой-нибудь замечательный архиерей или священник, монах или мирянин с действительно большим духовным талантом, получивший когда-то большую силу, в том числе силу прозрения, почувствовавший ответственность за происходящее в этом мире – и вот, жизнь все это сломала, все перемолото в прах. И люди превращаются в «потухшие вулканы» – внешне нечто грандиозное, значительное, но внутри совсем остывшее и уже бессильное, не могущее давать ни свет, ни жар, не способное ничего изменить в ландшафте нынешнего века, нынешнего мира – и в первую очередь мира духовного. Как бывает грустно и страшно видеть таких людей, которых в церкви, увы, стало очень много.

Современный мир страдает от того, что не может найти достойные примеры для подражания, которые послужили бы вдохновением для нашего сердца, для нашего ума на протяжении всей нашей жизни. Современный мир часто оказывается ниже самого себя, ниже своих талантов, даров, именно потому, что он перестал верить и доверять самой возможности что-то изменить к лучшему. «Ну пусть уж все идет как идет, что мы можем сделать, кто мы такие?» – так рассуждает множество людей. И человек зарывается в своих житейских, бытовых, банальных делах, в своем мещанском бытии, и уже не хочет, да и не может видеть ничего дальше своего носа, своих ежедневных потребностей, желания жить стабильно, просто, без потрясений, лишь как-то сводя концы с концами.

Противостоять всему этому может только настоящая церковная жизнь, которая никогда не умещается в границы одного отдельно взятого человека. Да, она базируется на личности, она восстанавливает личностное измерение жизни. Но она предполагает не индивидуализацию, а личностную соборность – способность объединять даже небольшие силы, чтобы, собирая их со Христом, и во Христе, и ради Христа, действительно преображать этот мир, эту жизнь.

Живое выражение этой соборности очень простое. Есть человек, который любит Бога и ближнего, и которого любят многие. И этот человек включен в непосредственное общение с малым числом людей – пусть их будет всего 10 или 20 – которые ему нужны именно как духовная семья. Вместе с братством, малым и большим, они составляют ту живую среду, в которой могут рождаться великие вещи, где есть не только взаимоподдержка, но и возможность служить большему, в конечном счете преображению мира, возрождению полноты церковной жизни. Уходя от всякого ритуализма, от символических абстракций, она снова становится совершенно конкретной, живой, действенной, не давящей, не подавляющей личность, не ограничивающей ее какими-то узкими индивидуалистическими рамками, но выводящей ее на просторы жизни, способной творить.

Творить саму жизнь, творить культуру, творить норму общественного, социального, политического, национального бытия – все это вещи, которые почти забыты в наше время. Их даже немного странно произносить, они «не современны», они как будто ушли под воду вместе с катастрофами XX века, начиная с величайшей катастрофы 1917 года и страшных катастроф великих мировых войн. Но эти вещи должны быть возрождены. Они снова должны ожить – пусть совсем и не так устроенные, как это было когда-то, сто лет назад. Общинно-братская жизнь действительно способна возродить жизнь личности и жизнь церкви в подлинной полноте, чтобы стало больше света в этом мире, в этой жизни, чтобы больше людей могли приобщиться к этому свету в преддверии откровения Небесного Царства.

И мы понимаем, что в этом возрождение самой апостольской праосновы нашей новозаветной жизни. Апостольство должно жить в церкви, не только пробиваясь через апостолат мирян, через способность каждого верующего свидетельствовать о своей вере, о новой жизни во Христе, об излиянии света, способного просветить всякого человека в этом мире. Апостольство должно возвратиться и через нашу личностную и общинно-братскую жизнь, через возрождение духовных, внутренних, настоящих иерархий – в большой степени угасших, если не целиком потерянных на трудных путях исторического бытия церкви.

В этот вечер, когда мы начали празднование Воскресения Христова и памяти первозванного апостола, будем вспоминать о тех дарах, которые мы получили через апостолов. Эти дары ещё не до конца раскрылись в истории, но они способны вдохновлять современного человека и возвращать людям духовную жизненную силу. Наше исповедание Церкви апостольской нередко носит совершенно формальный характер, но оно должно ожить, оно должно стать действенным. Будем же, дорогие братья и сестры, к этому стремиться. Не будем этого бояться. Будем помнить, что невозможное человеку возможно Богу, невозможное одному человеку – возможно Богочеловечеству, людям, живущим во Христе и образующим собою Христову Церковь! Если мы члены этой Церкви, если мы действительно живём в братской любви и в братском общении, если мы сохраняем личностную ответственность, свободу и целостность нашей жизни, то у нас есть надежда. Нам есть, что делать в этом мире, нам есть, зачем жить, преодолевая все трудности, искушения, болезни и страдания. Будем же, дорогие братья и сестры, благодарить Бога за те дары апостольского наследия, которые мы получили, бесплатно, не по своим заслугам, а только по милости Божьей. И будем вглядываться в свою жизнь: насколько она соответствует этим дарам, насколько она наполнена светом апостольского свидетельства, силой свидетельства о Христе Воскресшем!

Аминь.

загрузить еще