Нечто большее, чем древний рай

19 октября 2017
Проповедь священника Георгия Кочеткова на Вечерне 26 августа 2017 года
Пятидесятница. Икона Благовещенского собора Московского Кремля. Начало XV века
Пятидесятница. Икона Благовещенского собора Московского Кремля. Начало XV века

С праздником, дорогие братья и сестры!

Для всех нас памятны дни, когда походил XXVIII Преображенский собор нашего братства, и особенно III Фестиваль «Преображенские встречи», который был частью этого собора. Радостно было видеть, что в нашей церкви, в нашей стране наконец-то существует такая открытая для всех площадка в самом центре Москвы, где могут собираться самые разные люди: не только те, кто зарегистрировался, как-то проявился или кого специально почтительно пригласили, но и те, кто просто пришёл, потому что ему интересно. 

Тема этого года – «Время новой соборности» – была интригующей и даже не всегда всем понятной. Некоторые с радостью, на каком-то интуитивном чувстве приветствовали её, восхищались ей, а некоторые недоумевали: что это за соборность такая, да ещё и новая? А что старая – уже совсем плоха, что ли? И такие голоса иногда звучали. Слава Богу, что за два дня фестиваля была возможность коснуться всех этих непростых вопросов, волнующих христиан всего мира. Я помню свои разговоры на эти темы в прежние годы в Австрии, Германии, Франции, Италии, Америке… Конечно, не все готовы вести разговоры на эти темы, мысленно развивать их, ибо это требует какой-то подготовки. Однако всех людей это волнует, все люди чувствуют, что здесь скрыто что-то очень-очень важное.

Что такое соборность, в конце концов? Где она старая, где новая? С одной стороны, это традиция, это то, без чего Церковь не существовала никогда. Как мы хорошо поняли, нет соборности – нет и Церкви. А мы с вами не можем думать, что Церкви когда-то не было на земле, потому что если хотя бы один день или один час это было бы так, это означало бы, что дело Христово не удалось, дело Божье не удалось в Божьем творении, что Божий мир окончательно забыл Бога, оторвался и отвернулся от него совсем. Мы с вами такого утверждать не смеем, и у нас есть для этого веские основания, как бы пессимистично не были настроены современные люди. Многие находятся в унынии, в упадке, в депрессиях, многие не верят ни во что кроме внешней силы, верят только в вертикаль власти. Да, многие люди не верят в Церковь, и это, может быть, сложнее всего в наше время – верить в Церковь, потому что это означает верить в Бога и в человека, верить в ту самую соборность, в которой осуществляется Дух Христов в мире Божьем, в каждом человеке, который к Церкви принадлежит. В каждом человеке! 

Мы подошли очень близко к замечательным вещам, о которых говорили и раньше, но, может быть, не связывали их с соборностью. Я имею в виду прежде всего такие глубинные качества Церкви, как общение и служение. Мы говорим: общение и служение порождают, образуют Церковь. Там, где есть общение во Христе и со Христом, с Богом и с людьми, открывшими свои сердца Богу, там есть и служение. А там, где есть общение и служение по дару Духа Святого, там есть Церковь. Это не просто общество, не просто человеческая семья, не просто человеческое дружество, хотя это всё замечательные вещи, – но это нечто большее, больше семьи, больше человеческого дружества.

Итак, Церковь там, где есть соборность, и Церковь там, где есть общение и служение по дару Духа Святого. И мы должны как-то соединить эти два подхода, подумать, насколько тождественны эти понятия. Судя по логике человеческой, соборность должна быть отождествлена с общением во Христе и со служением человека Богу, со служением не только отдельного человека, но и всей Церкви, что создаёт как бы мировое поле единства Бога со Своим творением, Бога и человека, создаёт Богочеловечество. Вот ещё одно понятие, к которому так страшно приближаться, как и к соборности, и к общению и служению. Это страшные вещи, это подобно неопалимой купине. Помните, в Ветхом завете, Моисей увидел горящий куст, а оттуда услышал голос Божий. Что сделал Моисей? Он сначала не поверил, но потом подошёл, сняв свою обувь, и получил то откровение, данное ему лично для служения, которое только и было возможно в пределах Ветхого Завета, во времена дохристианские. Конечно, в Ветхом Завете не было Богочеловечества, не было того общения и служения, о которых мы говорим, и не было соборности, которая образует Церковь Христову, потому что ещё не было такого дара Духа, не было ещё дара крестной и воскресной Любви в сердцах людей. 

Вот нам теперь и нужно думать, что такое Церковь и почему это не просто историческое общество, не просто человеческие институции, хотя, может быть, очень полезные, очень добрые и очень красивые, когда их не извращает злая воля людей и их тяжёлые грехи. Нам приходится думать о том, о чём не однажды говорили в России в начале XX века, до чего дошли в первой половине XX века наши лучшие богословы, мыслители, философы. Тогда они, за редчайшим исключением, мало говорили о соборности. Но и совсем не говорить не могли, потому что об этом говорил Хомяков, великий провидец этого откровения, забыть которое русские люди не могли. И всё же говорили о соборности очень мало, слишком мало. В XX веке не было для этого поводов – скорее, приходилось рассуждать от противного: поскольку нет вот этого и этого, поэтому такие беды обрушились на нашу церковь, страну, народ, а в конечном счёте, на весь мир. Не говорили и об общении и служении. Только начинали прозревать откровение личности, потому что соборность и личностность – это тоже две стороны одной медали, и одно без другого не существует, они тоже существуют только в Христовом даре Любви. Но о чём же говорили в первой половине XX века? Больше говорили о Богочеловечестве. То, что Христос – Богочеловек, знали давно. Но Церковь часто понимали слишком по-земному, слишком по-человечески. Да и сама она, воплощая себя в этом мире, давала для этого много поводов, особенно в так называемый константиновский период своей истории, который как раз и кончился для нас сто лет назад. И вот эта мысль Церкви как о Богочеловечестве, о котором первым заговорил Владимир Соловьев, хотя и понимал его ещё по-своему, не совсем так, как понимаем мы, не была забыта, она была услышана, хотя и немногими. 

И вот это всё вдруг восходит к некоторому единству, которое приоткрывает нам Тайну Бога и Тайну Человека, Тайну жизни Человека в Боге и жизни Бога в Человеке. Когда Бог живёт в Человеке, мы пишем слово «человек» с большой буквы. Когда Бог живёт в Человеке или в людях, в этом единстве, в этом общении, в этой общности, в этом братстве, в этой общине, мы говорим об откровении личности. И теперь мы можем всё это объединить. Теперь у нас есть все основания говорить о Церкви как о соборности и личностности, о соборности как воплощении или основе для общения и служения и каждого отдельного человека, человеческой личности, и человеческой общины и братства во Христе. И вот ещё Богочеловечество. 

Всё это необыкновенно глубоко откликается в наших сердцах, потому что мы чувствуем: это не фантазии, это не просто некий идеал, это не то, чего люди хотят достичь, но никогда не достигают, – нет, это живая реальность нашей жизни, к которой надо стремиться, в которую надо возрастать, но которая уже существует там, где присутствует Христос, там, где явлено откровение Святого Духа, где дар Святого Духа живёт и объединяет всех воедино. Вот это богочеловеческое единство, можно думать с полным основанием, – нечто большее, чем древний рай, в котором жил Адам. Это то приблизившееся к нам Царство Небесное, которое мы начинаем познавать по дару Христову. В нём расцветают и соборность и личностность, и общение и служение.

Аминь.

http://www.ogkochetkov.ru
загрузить еще