«Называешься христианином – будь им»

14 июня 2012
Интервью с главой румынского миссионерского движения «Воинство Господне» отцом Василе Михоком об истории движения

– Миссионерское движение «Воинство Господне» («Oastea Domnului») было основано в 1923 году в городе Сибиу отцом Иосифом Трифа. Известно, что в первую очередь он хотел, чтобы люди всерьез относились к крещальным обетам. Что это для него означало?

– Дело в том, что в Румынии тогда не было некрещеных взрослых людей. Люди были крещены, но не были готовы, как говорят святые отцы, жить сообразно своему крещению. Cвятитель Иоанн Златоуст, например, писал: «Будь тем, кем ты называешься. Называешься христианином – будь им».

– Можете рассказать побольше об отце Иосифе – что он любил, какой у него был характер, как он начал миссионерствовать?

– Он жил в сельской местности, был священником и очень рано овдовел. Трое его детей умерли ещё во младенчестве и вскоре он остался с единственным сыном. Отец Иосиф Трифа был очень добросовестным, трудолюбивым человеком, он публиковал множество статей в изданиях по всей стране. Митрополит Николай (Балан), который служил в Сибиу, пригласил его быть редактором церковной газеты «Свет для сел». К тому времени отец Иосиф уже проявил себя как публицист.

– О чём он писал? Можно выделить основную тему?

– У него действительно был дар Слова, в его статьях чувствовалось настоящее влияние Духа. Он писал очень ярко, грамотно, интересно, и с самого начала его статьи пользовались большим успехом. Особенно отца Иосифа волновало духовное состояние народа, духовное возрождение. В первом номере газеты, ещё за 1923 год, он призывал людей к личной решимости духовно изменить всю свою жизнь. Он писал о том, что всерьез затрагивало сердце человека, и люди откликались на этот призыв.

– Кем были самые первые люди, которые собрались вокруг отца Иосифа?

– Отца Иосифа сначала поддерживал сам митрополит, многие священники, но не все, как оказалось потом, были из того же духовного теста. Так что с самого начала в движение входило немного священников и большое число мирян. Постепенно из них сформировался круг подвижников, который помогал отцу Иосифу. Например, был Иоанн Марини, учитель с большим даром устного слова. Когда он говорил, то буквально покорял сердца людей, он даже миссионерствовал на вокзалах и люди собирались толпами. Именно так, услышав одну из его проповедей, присоединился к движению молодой поэт Траян Дорз, который потом стал очень близок отцу Иосифу.

Были те, кто вошел в движение, прочитав публикации в газете. В то время было не так много изданий и людям не хватало слова. Отец Иосиф привлёк внимание многих образованных, достаточно известных людей, деятелей культуры. Среди таких был историк Николай Йорга, ставший потом премьер-министром. Он очень одобрительно написал о труде отца Иосифа. Тогда вообще о роли отца Иосифа в просвещении народа говорили многие, то есть произошла рецепция движения. Получалось парадоксально, что в то время как представители интеллигенции отзывались о нем положительно, церковные власти, наоборот, начали относиться более негативно к тому, что происходило.

– Как менялась жизнь последователей отца Иосифа внутренне и внешне? Как они поддерживали общение?

– В Румынии Воинство Господне тогда было единственным православным движением и те, кто последовал за отцом Иосифом, всерьез восприняли призыв к полному посвящению себя Богу, к служению, и это не могло не менять жизнь. Кто-то каялся в каких-то серьёзных грехах, кто-то просто открывал новую глубину веры. По своей сути призыв отца Иосифа был очень прост и ясен: он предлагал православие проживать, реально воплощать в жизни, и это, естественно, подразумевало какие-то практические шаги. Невозможно быть православным, если ты живешь во грехе! Невозможно, например, быть вором или пьяницей и при этом называться православным. Никакой новой духовности или морали отец Иосиф не изобретал, он просто хотел, чтобы люди знали основы христианской жизни и поступали соответственно. А это невозможно без личного приобщения ко Христу и без общинной жизни. Он уделял большое внимание личной жизни человека со Христом, а также жизни общины в Боге.

Так что после принесения обета, люди меняли жизнь в том смысле, что отрекались от греха. Принесение обетов существовало с самого начала и фактически именно оно было основанием движения. Когда отец Иосиф опубликовал статью с призывом принять такое решение, то там же предложил образец такого обета [1], который люди могли сразу принести. Впоследствии стали считать, что для подготовки к принесению обета нужно какое-то время.

– Почему он считал это важным?

– Принесение обета означало личную встречу с Богом, возвращение к Богу, как знак покаяния. Из людей, принесших обет, рождались общины Воинства. Получалось, что люди приезжали в Сибиу, чтобы принести обет и там между ними завязывались горизонтальные связи, они собирались вместе. Также начали ежегодно собираться конгрессы, соборы Воинства.

– Как в Воинстве избирали и избирают старшего?

– По принципу неиерархичности. Мы выделяем людей, которые больше посвящают себя служению, больше проповедуют, больше трудятся – и община принимает общее решение, достигает консенсусом. То есть жесткой управленческой структуры в Воинстве нет и никогда не было.

– Сколько примерно людей было в Воинстве к сороковым годам?

– В сороковые это оценить сложно, а в тридцатые был огромный резонанс по всей стране, количество исчислялось сотнями тысяч. Сибиу был просто битком набит людьми. И как раз со всеми этими людьми начались проблемы, потому что церковные власти захотели их как-то упорядочить, организовать, навязать свои уставы. Эти уставы по духу были очень мирскими, потому что там всё было формализовано: были комитеты, было указано, как избирать председателя, причем, согласно этому документу, им мог стать человек, который не имел ничего общего с Воинством. Сохранилась вся переписка отца Иосифа с церковными властями, где он по пунктам объяснял, почему категорически отказывается принять эти уставы. Это очень интересные документы.

– Когда гонения были наиболее сильные, много ли осталось верных?

– Ситуация резко усложнилась с 1933 года и в итоге к 1935 году отца Иосифа извергли из сана, отобрали храм. Апеллировать ему было не к кому: даже патриарх Румынской церкви, согласный с жизнью движения, ничего не мог сделать против инициатора гонений митрополита Николай (Балана), который был очень большим авторитетом. А церковного суда тогда не было.

К сожалению, как только начались гонения, очень многие отошли от движения. Отец Иосиф много страдал, но перед смертью приложил все усилия, чтобы передать свои заповеди последователям. Когда в 1938-м году он умер, будучи под запретом, церковные власти запретили его хоронить в церковном облачении, даже пытались его сорвать. С другой стороны, было какое-то общее народное признание: когда процессия шла на кладбище, собрался весь город и военные отдавали отцу Иосифу честь.

Это погребение для многих стало новым обетом верности. С тех пор в каждом городе издавались листки, насколько это было возможно, продолжались издания, встречи. В 1940 году в Румынии началась военная диктатура, и все это было запрещено: теперь Воинство стало официально гнать и государство. Потом последовала Вторая Мировая Война, после которой в Румынии установился коммунистический режим, так что гонения всё усиливались и усиливались. Таким образом, Воинство гнали полвека: с 1938 по 1989 год.

– Но сейчас Воинство и сам отец Иосиф реабилитированы.

– Да, это произошло, по сути, на основе всего одного документа. В 1937 году в Сибиу собрались главы Воинства, около пятисот человек. Они вместе молились, обсуждали вопросы, как дать ответ церковным властям в условиях начавшихся гонений. Тогда отец Иосиф написал обращение к митрополиту Николаю (Баланди), и этот документ стал очень важным, ключевым для движения Воинства. В нем особо подчеркивалась преданность движения православию и направленность движения на борьбу с грехом. На это послание, которое подписали пятьсот человек, митрополит не ответил, а сам документ стал важным свидетельством, что отец Иосиф остался верным до конца. В 1990 году, когда мы обратились к Священному Синоду с просьбой восстановить отца Иосифа в сане посмертно, попросили его реабилитировать, достаточно было только этого документа, чтобы Синод признал: извержение его из сана было прямым нарушением всех норм. Сейчас Священный Синод признаёт Воинство. Наш листок «Иисус Победитель» издаётся с пометкой, что это благословлено Священным Синодом. Все наши издания получили благословение патриарха и митрополита. То есть, сейчас ситуация нормальная.

– Как Воинство существовало во время всех этих гонений? Как воины поддерживали связи друг с другом?

– Постоянно были подпольные собрания, обязательно встречались в воскресенье после обеда, часто собирались по ночам: в сельских домах до утра все комнаты были битком набиты народом. В доме моих родителей, например, такие встречи проходили два-три раза в неделю. Это было очень интересное, очень живое общение. Но потом последовали аресты. Больше всего их было в 1964 году. С этих пор воинов стали арестовывать уже не как политических преступников, а просто по общему законодательству, что было ещё тяжелее. Постепенно арестов стало меньше, но зато власти придумали огромные штрафы, которые были совершенно непосильны для малоимущих семей. Ещё вызывали в органы на допросы, в службу безопасности. Людям препятствовали в получении образования.

– То есть внутри движения противостояний не было, оно шло снаружи?

– Было две главных проблемы: давление со стороны государства и явление прозелитизма, которое было очень распространено в это время со стороны сект: пятидесятники и баптисты активно переманивали на свою сторону воинов.

При этом в гонениях на Воинство церковь иногда содействовала государству, не явно, но содействовала. Например, в 1948 году был издан государственный указ о запрете всех религиозных организаций: нельзя было издавать подпольно книги, газеты. Тогда Траян Дорз и другие сподвижники постоянно писали письма церковным властям с просьбой найти им место именно внутри церкви. С 1956 по 1958 они даже несколько раз попадали на аудиенцию к патриарху, который пытался помочь. Но, к сожалению, КГБ использовал другого митрополита, чтобы воспрепятствовать этой поддержке. Это было чистой воды предательством: два года шли переговоры, а потом КГБ-исты потребовали: «Вы нам скажите, кто у вас главы, мы должны знать, кого легализовать». Братья составили списки по простоте душевной… И почти всех глав общин арестовали. То есть патриарха подставили. Все эти факты истории были известны церковным властям и иерархам.

– Скажите, какой самый главный духовный опыт Воинство вынесло из  периода гонений?

– Смелость, дерзновение, силу не бояться ничего и никого. Конечно, в то время люди жили постоянно под риском, но мы усвоили, что Господь ведет нас Своими путями если соблюдается одно условие победы: верность тому, что Он открыл через отца Иосифа. Это как бы линия нашего движения.

– Что лично Вам даёт наследие отца Иосифа Трифа? Какой самый важный опыт он Вам передал?

– Самое удивительное в его опыте – преданность Богу до смерти крестной. Удивительно, что он был настолько верен в жизни Святому Духу, что отказался от всякого компромисса, который бы означал сомнения в чистоте духовной жизни, верности избранному пути. Потрясают его труды, усилия, которые он прилагал, колоссальное напряжение и работоспособность. Он настолько верил Богу, что умер с легким сердцем, потому что был уверен, что идет по правильному пути. В своих трудах отец Иосиф очень спокоен, ясен, в них нет никаких колебаний. Он знал свой путь и твердо шел по нему, поэтому Господь удостоил его обрести по-настоящему верных учеников.

– Отец Иосиф призывал воевать против рабства у сатаны. В чем сегодня проявляется это рабство злу в мире? На что миссионеру нужно обращать внимание?

– В двадцатых годах грех был, как бы сказать, менее утонченным. В наше время он  принимает более агрессивную форму. Конечно, свои миссионерские усилия надо адаптировать к тому, что сейчас происходит в гражданском обществе. Должно быть, христианское отношение к тому, что мы видим вокруг себя, в средствах массовой информации. Сейчас есть то, чего не было несколько десятков лет назад – тех тяжелых, разрушительных грехов, которые сейчас так распространены. Мы постоянно осознаем, что не справляемся со всей лавиной греха вокруг нас и поэтому нам, как и всем христианам, нужно сегодня очень много потрудиться.

[1] Примерно так выглядит образец обета, который был предложен о. Иосифом: «Устрашенный погибелью, которая ждет меня за грехи моего прошлого, припадаю к кресту Иисуса, распятого за все мои грехи, и верую в Его жертву. Его кровь омывает меня от всего этого и очищает меня пред лицом Небесного Отца, и я получаю от Него прощение. С этого мгновения, когда со мной произошло это святое таинство, в котором я превратился в совершенно другого человека, я стал по-настоящему освобожденным от уз греха, в которых меня держал своим рабом сатана, враг Христа и враг моего спасения. Отныне и во веки веков я принадлежу Христу, искупленный Им и ставший Его воином. Посему я добровольно вступаю в Воинство Господа Иисуса, чтобы бороться против сатаны, который будет неустанно пытаться снова поработить меня. И я вступаю в Воинство и для того, чтобы бороться за освобождение других из этого рабства». Текст засвидетельствован в сочинениях другого лидера этого движения – исповедника веры и поэта Траяна Дорза (пер. с рум. А. Патраковой).

Священник Иосиф Трифа
Священник Иосиф Трифа
Материал подготовили Наталья Адаменко, Елена Кудрявцева
загрузить еще