Н.Д. Игнатович. Доклад на XIV студенческой конференции СФИ «Сретенские чтения», 2008 г.
Крестовоздвиженское православное трудовое братство было основано в конце XIX в. помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым (1851-1908 гг.). Н.Н. Неплюев родился в Ямполе на Украине. Он был одним из крупнейших помещиков своего времени.
По окончании в 1875 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Неплюев был направлен в Мюнхен для работы в Императорском посольстве. Несколько раз увиденный сон заставил Неплюева изменить путь своей жизни. Он увидел себя в избе, беседующим с крестьянскими детьми; общение с ними было наполнено радостью: «Этот сон дал толчок мыслям моим и воле моей в новом направлении: я понял, где выход» [1] . Вскоре после этого, в 1877 г. он оставил карьеру дипломата и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В 1881 г., по окончании академии, он вернулся в свое имение в хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии. Неплюев обратился к отцу с просьбой о предоставлении ему экономической самостоятельности для того, чтобы организовать приют для сирот. Хотя отец не сочувствовал идее сына, он согласился выделить ему небольшой домик [2] .
Неплюев начал с того, что взял на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей [3] ; таким образом, 4 августа 1881 г. зародилась будущая Воздвиженская школа [4] . В августе 1889 г. состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое – Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец – не захотели расставаться. Они и стали первыми членами Крестовоздвиженского трудового братства. С этого момента жизнь Н.Н. Неплюева и дело устроения Крестовоздвиженского братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. Его мать Александра Николаевна [5] и сестры Мария [6] и Ольга [7] активно включились в работу по созиданию братства.
В 1891 г. была создана аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек – Преображенская. Ее попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева – Мария Николаевна Уманец. Вторая сестра – Ольга Николаевна – заведовала Янпольской младшей школой, которая была подготовительной к обучению в сельскохозяйственной школе. В дальнейшем братство пополнялось, в основном, выпускниками Воздвиженской и Преображенской школ.
Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, т.к. люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в №№ 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана его статья «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции» [8] , многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства» [9] , выдавая «антицерковную рутину за «истинное православие» [10] . Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, т.к. его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви» [11] . Требуется «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным» [12] . Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов» [13] . Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею» [14] . Им не должны «забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года» [15] . Вместе с тем необходимо издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный» [16] .
Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства [17] :
Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, т.к. нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие [18] .
Другая сторона любви к Богу – братолюбие. Жизнь в братстве – духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, т.к. он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения» [19] . Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.
По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.
Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного – добровольной дисциплины любви [20] , которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы. Неплюев считал суеверием западноевропейской культуры идею о всеобщем равенстве, о праве на безграничную свободу индивидуальности [21] . Он подчеркивал, что духовного равенства быть не может, поэтому для созидания братства необходима сильная власть, основанная на любви, уважении и доверии большинства. Эта власть, согласно Уставу братства, была делегирована Думе во главе с председателем – пожизненным блюстителем.
Основой Крестовоздвиженского братства были общины (или – братские семьи), в которые братчики объединялись по роду профессиональных занятий. Членству в общине каждого члена братства придавалось принципиальное значение: без обретения навыка любви к братьям и сестрам своей христианской общины невозможно научиться любить братство и церковь [22] . Братская семья жила в одном доме, включая в себя как семейных, так и холостых членов братства. Семейные жили в отдельных комнатах, а холостые в общей. В братской семье был старший, решающий все вопросы общей жизни. Для уборки, работ на кухне и наблюдения за маленькими детьми во время рабочего дня было установлено дежурство. В определенное время община собиралась в столовой для общей молитвы и трапезы. Всего в 1900 г. в братстве было 11 семей.
Подготовительным этапом для жизни в братстве были школы, в которых детей учили не только верить в Бога, но и жить по своей вере. Неплюев создал специальную систему воспитания в своих школах. Сначала он отказался от системы наказаний, видя ее неэффективность. Затем ввел еженедельные собрания, в которых обсуждались вопросы отношений между учителями и учениками, помогающие открытому разрешению конфликтов. Неплюев образовал Старший братский кружок, а вслед за ним и Младший братский кружок: старшие сделались ближайшими помощниками Неплюева по воспитанию младших, воспитываясь при этом и сами. Постепенно школа становилась одной дружной семьей, быстро ассимилируя вновь поступающих. Окончив обучение, воспитанник мог попросить о вступлении в братство или уйти. Так, за период с 1889 по 1894 г. было пять выпусков. Всего вышло 47 человек, из них 32 вступило в Братство, а 15 ушли [23] . Неплюев отмечал, что учащиеся «настолько дорастают до … потребности единения в братолюбии, насколько возросла любовь к Богу и к ближним» [24] .
Важнейшим шагом для братства стало утверждение его Устава, которое в дальнейшем во многом определило стабильность существования братства. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев активно препятствовал его утверждению, говоря Неплюеву: «Если хотите послужить Богу, выстройте монастырь, примите монашество, и мы скоро сделаем вас епископом» [25] . Устав был утвержден императором Александром III в 1893 г. благодаря ходатайству императрицы Марии Федоровны, к которой обратилась за помощью мать Неплюева, Александра Николаевна, в свое время бывшая фрейлиной у императрицы. 16 сентября 1894 г. указом Александра III братство было наделено правами юридического лица. 8 октября 1894 г. вышел Указ Синода об открытии Братства. 22 июля 1895 г. состоялась торжественная церемония открытия Братства.
В Уставе братство зафиксировало основные цели своей жизни: христианское воспитание детей и религиозно-нравственное совершенствование взрослых через жизнь в христианской общине. Интересны также отдельные положения Устава. К примеру, строго оговаривалось членство в братстве: полноправные, приемные, члены-соревнователи. Полноправные несли полную ответственность за все происходящее в братстве и определяли уклад жизни братства. Приемные – братья, находящиеся на испытательном сроке; они не могли определять уклад жизни. Члены-соревнователи жили вне пределов братства, брали на себя обязательство помогать трудом, содействием христианскому воспитанию детей или материально. Разделение на категории членства определялось мерой взятой на себя ответственности за жизнь братства. Именно в той мере, в какой каждый член братства брал на себя ответственность за все происходящее в братстве, он и мог определять направление развития братства. По этой причине полноправных братьев всегда было немного, и именно они составляли братскую Думу, возглавляемую пожизненным блюстителем Н. Неплюевым. Так, в состав Думы в 1898 г. входило всего 11 человек, в 1908 г. – 19, в дальнейшем – 30. Дума определяла направление развития и все вопросы организации братской жизни, несла ответственность за экономическую и духовную жизнь братства.
Согласно Уставу покровителем братства являлся Черниговский епископ. Братство имело уникальное право, закрепленное Уставом, выбирать священника в братский храм, а его утверждение зависело от епископа Черниговского и Нежинского. В России нигде больше приход не участвовал в выборе священника; таким правом было наделено только Крестовоздвиженское братство. Вначале Неплюев надеялся, что священника можно будет вырастить внутри братства. Готовился к принятию священного сана Илья Кобец, один из трех выпускников, составивших первую общину братства в 1889 г., но вскоре после основания братства он скончался. В дальнейшем братство приглашало к себе выпускников духовных семинарий.
В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. Первым его настоятелем в период с 1896 по 1898 г. стал свящ. Сергий Четвериков [26] . О. Сергий был направлен в Крестовоздвиженское братство по окончании Московской Духовной академии ее ректором архим. Антонием (Храповицким). Пребывание о. Сергия в братстве продлилось недолго: как он писал в 1946 г., между ним и братчиками «по некоторым вопросам произошло расхождение» и он «предпочел уйти в обычный церковный приход» [27] . Неплюев написал о причинах расхождения с о. Сергием: «Он постоянно ставил в необходимость выбирать между потерей любви, уважения и доверия к нему или к блюстителю братства» [28] . Тем не менее, в конце своей жизни прот. Сергий Четвериков с благодарностью вспоминал о Н. Неплюеве [29] . После ухода о. Сергия в Крестовоздвиженском храме сменилось не менее четырех настоятелей.
Некоторое время настоятелем Крестовоздвиженского храма был свящ. Роман Медведь [30] . Отношения с ним в братстве также не сложились. Отец Роман прожил в Воздвиженске год и, уезжая, направил донесение в Синод, в котором писал об отрицательном отношении к себе со стороны братчиков. В опубликованном в 1902 г. ««Частном ответном письме Н.Н. Неплюева на письмо священника Иванова» Неплюев предложил свое объяснение происшедшего, из которого можно сделать вывод о том, что о. Роман был недоволен духовным лидерством Неплюева, т.к. сам претендовал на него [31] .
Основной причиной трудностей во взаимоотношениях с братскими священниками было уникальное положение Неплюева, который был не просто главой братства, но его фактическим духовным наставником, не будучи облеченным в священный сан. Молодым священникам, которые назначались в братство, едва окончив семинарию, и еще не имевшим глубокого церковного опыта, было трудно понять и принять такое положение дел, т.к. во всех приходах нормой считалось духовное руководство священника. Кроме того, сама идея трудового христианского братства могла казаться сомнительной, особенно в свете обвинений в сектантстве и неправославности [32] . Для того, чтобы заслужить любовь и духовный авторитет в братстве, священник должен был найти свое место в нем.
Проблема священника в братстве разрешилась с приходом о. Александра Секундова. Точная дата его назначения неизвестна, это произошло около 1903–1904 гг. О. Александр обрел свое место в братстве, не претендуя на духовное лидерство и приняв идею братского устроения церковной жизни. Согласно Уставу, священник мог выбрать свои условия пребывания в братстве: служить безвозмездно, войдя в состав полноправных братьев и пользуясь полагающимися им правами, или служить за определенное вознаграждение, ограничившись правами настоятеля братской церкви. О. Александр выбрал первое. Он стал полноправным членом братства и вошел в состав братской Думы.
Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях. К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви» [33] . На клиросе пел братский хор. В хорошую погоду богослужения совершались не в храме, а на природе, под открытым небом. М. Тареев вспоминал о такой службе: «С совершенною ясностью стало понятным, что вечерняя служба особенно уместна под открытым небом, так как ее содержание имеет ближайшее отношение к природе» [34] .
В центре храма стоял аналой с часословом и богослужебными сборниками. Это было сделано, чтобы отдельные молитвы богослужения – каноны, шестопсалмие и пр. – могли читать сами прихожане; желающих всегда было много [35] . Отец Александр в своем храме частично использовал русский язык в богослужении, прежде всего, это касалось богослужебного чтения Священного Писания. Важно, что этот опыт позднее был засвидетельствован братским священником о. Александром Секундовым на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.
Период жизни братства до кончины Н.Н. Неплюева отмечен трудностями как внешними (критика в печати, нападения со стороны окрестных крестьян), так и внутренними (критика Неплюева и Думы со стороны ряда братчиков). Внутренний кризис, пережитый братством в 1900 г., был связан с определением границ братства, а также с прояснением вопросов свободы и духовного старшинства. Основное содержание внутрибратской критики заключалось в недовольстве авторитетом Неплюева, несамостоятельностью братства и чрезмерно «строгой регламентацией религиозной жизни». Недовольство привело к открытому конфликту в апреле 1900 г., в результате которого были приняты руководящие правила жизни братства, часть «недовольных» ушла, прочие принесли покаяние. Основным содержанием печатной критики в этот период были авторитарность управления в братстве и отсутствие внешней благотворительности. Большей частью эта критика исходила от бывших членов братства, которые по тем или иным причинам покинули братство.
До 1901 г. братство себя не окупало и не имело своего имущества [36] . Ситуация изменилась после внутреннего кризиса 1900 г., когда Неплюев увидел, что братство окрепло и распорядится выделенными ему средствами на созидание дела Божьего. 29 декабря 1901 г. он передал в дар братству имущество общей стоимостью более 1 750 млн. рублей или ок. 5 млн. франков [37] — всего земель 16 435 десятин, из них 5 313,9 десятин перешли в собственность братства немедленно, лесное хозяйство, парк, постройки и заводы. После этого хозяйственная деятельность братства стала приносить значительный доход и быстро развиваться.
Согласно Уставу, по 10% от годовой чистой прибыли отчислялось в основной и запасный капиталы. Основной капитал предназначался на покупку новых земель или на учреждение отделений братства в других местностях. Запасный капитал предназначался на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств. Оставшаяся прибыль распределялась между полноправными и приёмными братьями поровну с зачислением на их личные счета. Суммы, поступившие на личные счета, не могли быть израсходованы членом братства произвольно, но только с согласия большинства членов Думы. В случае выхода из братства вся накопленная сумма выдавалась на руки за вычетом денег, взятых им с согласия Думы, во время пребывания в братстве.
После смерти Неплюева в 1908 г. Крестовоздвиженское братство не прекратило свое существование. Обязанности блюстительницы взяла на себя М.Н. Уманец. Братство укреплялось экономически и возрастало численно. Центральным событием этого периода жизни братства стала Первая мировая война, во время которой братство организовало широкую благотворительную помощь армии, а само еще более сплотилось. Трудное военное время оказало объединяющее влияние на братство и на углубление его духовной жизни.
После революции 1917 г. Крестовоздвиженское братство пыталось выжить в новых условиях. В 1919 г. оно стало называться «Первой украинской советской коммуной», оставаясь при этом христианским трудовым братством. В 1920 г. школы братства были преобразованы в советские, а братство было названо «рассадником толстовства» [38] . В 1923 г. братство переименовывается в сельскохозяйственную артель им. Октябрьской революции.
Осенью 1924 г., незадолго до процесса над наиболее активными членами Крестовоздвиженского братства, в Воздвиженск приезжал еп. Стародубский Дамаскин (Цедрик) [39] , которому, по отзывам, очень понравилась жизнь общины. Он останавливался у о. Александра, участвовал в богослужениях и молитвенных собраниях, произносил проповеди, общался со взрослыми и детьми.
В 1925 г. начался процесс над несколькими членами Крестовоздвиженского братства по обвинению в контрреволюции, экономических и уголовных преступлениях. В первую очередь в «преступной деятельности» обвинялись «бывшие члены думы». Им вменялась в вину эксплуатация труда «неполноправных братчиков и окружающих безземельных крестьян» и инвестирование «громадных сбережений» на «идеологическую обработку окружающей массы путем устройства великолепных храмов, церковных служб, содержания духовенства, издания специальной литературы и т.п.» [40] . Братство было признано «крупным коллективным помещиком», хозяйство которого было основано на «капиталистическом способе производства и присвоения» [41] .
Основной пункт обвинения заключался в покупке и хранении «оружия в количестве 200 винтовок и 4 пулеметов для борьбы с большевиками» [42] . Период 1917-1920 гг. на Украине – неспокойное и нестабильное время, постоянно менялась власть, шла гражданская война, сопровождавшаяся грабежами и разбоем. Действительно, братство приобрело 70 винтовок у немцев, оккупировавших территорию, и образовало отряд для защиты братства. Когда красные войска освободили оккупированную территорию, власти потребовали у населения сдать все оружие. Братство сдало только мелкое оружие – опасались репрессий со стороны властей, т.к. винтовки были новыми и их было много. Братья закопали их, чтобы они заржавели и стали негодными к использованию [43] . Но среди членов братства нашлись четыре человека, предавшие братство и перешедшие на сторону большевиков. Кто-то из них и показал органам ГПУ место, где было закопано оружие. Это и стало ядром обвинения против братства.
30 октября 1925 г. пять членов Думы, в т.ч. и свящ. Александр Секундов, и еще трое братчиков были осуждены Выездной Сессией Верховного Суда и получили сроки от года до десяти с конфискацией имущества [44] . В ноябре того же года из братства было выселено еще 75 человек. В этот раз репрессированы были члены семей осужденных, все члены Думы, а также сестры Неплюевы. Лишившись наиболее преданных братству людей, братство просуществовало еще несколько лет. В 1929 г. на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики выселены из Воздвиженска и расселены по разным уголкам России.
[1] Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 16.
[2] Неплюев Н.Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896. С. 13.
[3] «Он проводил с ними в буквальном смысле день и ночь, обедал, читал, беседовал и даже путешествовал» (Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева».)
[4] Грасье А. Доброе дело в России: Крестовоздвиженское трудовое братство, основанное Н.Н. Неплюевым // Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908. С. 66.
[5] Мать Н.Н. Неплюева – Александра Николаевна, урождённая баронесса Шлиппенбах (1827-1917), скончалась за полгода до Октябрьской революции, похоронена на братском кладбище в Воздвиженском.
[6] Мария Николаевна Уманец (1853-1930), урожденная Неплюева – старшая дочь А.Н. Неплюевой. Была замужем за М.М. Уманец, действительным статским советником, Новозыбковским уездным предводителем дворянства. Муж умер в 1888 г. и, оставшись одна, Мария Николаевна вернулась к матери в Янполь.
[7] Ольга Николаевна Неплюева (1859-1944) – младшая дочь Александры Николаевны Неплюевой.
[8] Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. С. 8.
[9] Там же.
[10] Там же. С. 13.
[11] Там же. С. 48.
[12] Там же. С. 57.
[13] Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. С. 29.
[14] Там же. С. 28-29.
[15] Там же. С. 55.
[16] Там же. С. 25.
[17] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя от 14 сентября 1897 г. по 14 сентября 1899 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 138-139.
[18] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя о религиозно-нравственной жизни трудового братства от его основания по 22 июля 1897 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 25.
[19] Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 19-20.
[20] Там же. С. 53.
[21] Неплюев Н.Н. Всероссийское братство // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 150-151.
[22] Только преодолев узость личного эгоизма до любви к своей христианской семье, «постоянно согласуя благо личное и семейное с благом всей братской семьи, а когда нужно, то и подчиняя благо свое и семьи своей благу общему», «легче будет расширить сердца до привычек самоотверженной любви ко всему братству, а затем и ко всей церкви вселенской». Неплюев Н.Н. Собр. сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 67.
[23] Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.
[24] Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 23-24.
[25] Панкратов А.С. Ищущие Бога: очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911. С. 2.
[26] Прот. Сергий Четвериков (1867-1947). Окончил МДА в 1896 г. и в том же году был рукоположен. Духовник РСХД в 1928-1939. Организовал внутри Движения содружество с более строгой церковной дисциплиной.
[27] Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. Санкт-Петербург, 1998. С. 52.
[28] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя от 14 сентября 1897 г. по 14 сентября 1899 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 152.
[29] «Н.Н. Неплюеву как искреннему и самоотверженному христианскому работнику в лоне Православной Церкви, да будет вечная благодарная память». Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. Санкт-Петербург, 1998. С. 52.
[30] Священноисповедник Роман (Медведь) (1874-1937). Окончил СПбДА. В Санкт-Петербурге образовал общину и общество трезвенников. В 1917 г. переехал в Москву. В 1919 г. был назначен настоятелем храма свт. Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке, где организовал Братство ревнителей православия в честь свт. Алексия, митрополита Московского. В 1931 г. был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. В 1936 г. освобожден. В 1937 г. скончался, приняв перед смертью постриг с именем Иосиф.
[31] См.: Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.
[32] Отношение современников к Братству было неоднозначным. Неплюевский опыт воцерковления жизни оценивался как отрицательно (обер-прокурор К.П. Победоносцев, митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), епископ Черниговский Антоний (Соколов), прот. С.Н. Булгаков, М.А. Новосёлов), так и положительно (епископ Черниговский Сергий (Соколов), митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев), св. прав. Иоанн Кронштадтский, епископ Пермский Пётр (Лосев), старец Варнава Гефсиманский).
[33] Неплюев Н.Н. Братские союзы в учебных заведениях // Собр. соч.: в 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 176.
[34] Там же. С. 110.
[35] Священный Собор Православной Российской Церкви: Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме / ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. С. 192.
[36] Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 г. по 11 сентября 1901 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 299.
[37] Грасье А. Доброе дело в России: Крестовоздвиженское трудовое братство, основанное Н.Н. Неплюевым // Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908. С. 70.
[38] Цит. по: Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.
[39] Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии (29.10.1877-10.09.1937). 27.11.1929 г. арестован и приговорён к 10 годам лагерей (пост. КО ГПУ Западной обл. от 28.05.1930). С июня 1930 г. в заключении на Соловках. Освобождён в 1930 г. Возглавлял общины на Украине и в России. 02.08.1934 арестован в Херсоне и приговорён к 3 годам ссылки (по пост. ОСО НКВД СССР от 15.02.1935). 02.03.1936 арестован в Архангельске, 27.10.1936 отправлен в Карлаг (Казахстан). Решением "тройки" УНКВД по Карагандинской области приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 10.09.1937 (возможно 15.09.1937) в Караганде.
[40] Приговор по делу о Крестовоздвиженском братстве // Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г.
[41] Там же.
[42] Приговор по делу о Крестовоздвиженском братстве // Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г.
[43] Ветров А. «Думцы» на процессе: Впечатления из зала суда // Вечерний выпуск (приложение к газете «Червоний Стяг»). № от 29.10.1925 г.
[44] Приговор по делу о Крестовоздвиженском братстве // Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г.
Список литературы
1. Ветров А. «Думцы» на процессе: Впечатления из зала суда // Вечерний выпуск (приложение к газете «Червоний Стяг»). № от 29.10.1925 г.
2. Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
3. Неплюев Н.Н. Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908.
4. Неплюев Н.Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
5. Священный Собор Православной Российской Церкви: Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме / ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283.
6. Следственное дело № 112350 по обвинению Баранова Анатолия Алексеевича и др. Год производства 1927 / Архив Управления ФСБ по Новгородской области.
7. Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А.А., Соболева М.В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г. / Архив Управления ФСБ по Новгородской области.
8. Уманец М.Н. Краткий отчет блюстительницы Крестовоздвиженского трудового братства за 1915 г. Пг., 1915.
1. Авдасёв В.Н. Трудовое братство Н.Н. Неплюева: Его история и наследие. Сумы, 2003.
2. Гордеева И.А. «Забытые люди»: История российского коммунитарного движения. М., 2003.
3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август. Тверь, 2003.
4. Материалы международной научно-просветительской конференции "Діяльність та духовна спадщина М. М. Неплюєва в контексті новітньої вітчизняної історії". Сумы, 2002.
5. Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908.
6. Панкратов А.С. Ищущие Бога: Очерки современных религиозных исканий и настроений. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.
7. Сомин Н.В. Апостол братской любви: жизнь и труды Н.Н.Неплюева.
8. Сомин Н.В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства.
9. Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.
10. Тареев М.М. Живые души: Очерки современных нравственных исканий. Сергиев Посад, 1908.
11. Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.
12. Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа: Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. СПб., 1998.
Фото предоставлены музеем «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская область)
Игнатович Н.Д.