Иконопись и живопись: борьба, смешение или?..

Может ли художник стать иконописцем и, будучи иконописцем, оставаться художником? Ответ на этот вопрос прозвучал 7 апреля на открытии персональной выставки Ефросинии-Ларисы Галкиной в Культурно-просветительском центре «Преображение»

Выставка организована Преображенским братством и Культурно-просветительским центром «Преображение» и приурочена к 85-летию художницы. В экспозиции представлены портреты, сюжетные картины, пейзажи, натюрморты и собрание икон, большая часть которых написана в последнее десятилетие для Свято-Филаретовского института и Преображенского братства.

В праздничном открытии выставки приняли участие духовный попечитель Преображенского братства, ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков, профессор института искусствовед Александр Копировский, скульптор Леопольд Блях, члены Преображенского братства и гости.

Лариса Пантелеймоновна Галкина родилась в Подмосковье 7 апреля 1928 года. Начала заниматься рисованием в 12 лет. Окончив 8 классов школы, она поступила в Московское городское художественное училище, открывшееся в 1946 году под руководством известного педагога Н.Н. Кофман. После закрытия училища в 1950 году, группу Ларисы перевели в  Московское городское художественное училище памяти 1905 года, которое она закончила в 1951 году. Входила в круг нонконформистов (Лидия Мастеркова, Михаил Рогинский, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский).

В середине 70-х пришла к вере, крестилась с именем Ефросиния в подмосковном храме. После крещения духовные поиски продолжились. Вскоре познакомилась с Юрием Кочетковым (будущим о. Георгием Кочетковым) и в середине 80-х вошла в огласительную группу, затем в первую общину, положившую основу Преображенскому братству. В 1989 году Ефросиния Галкина начала писать иконы. Иногда писала картины в привычной для себя манере, но с христианским содержанием и символикой.

Свящ. Георгий Кочетков, открывавший выставку, вспоминал об охватившей его радости, когда он узнал, что Ефросиния-Лариса начала писать иконы: «Если вы сравните годы их создания, то увидите, какой удивительный духовный процесс происходил в человеке, если он по-прежнему хорошо умеет писать картины, но научился в связи с расширением и углублением своего духовного опыта прекрасно писать иконы». О. Георгий напомнил также, что хорошо писать иконы ничуть не легче, чем хорошо писать картины, несмотря на то, что существует иконописный канон: прошли те времена, когда считалось, что канон сковывает художественную мысль иконописца, всем теперь понятно, что для написания иконы требуется творчество. О. Георгий назвал творчество Ефросинии-Ларисы символом нашего времени. Оно, с одной стороны, остается кризисным, и кризис этот жестокий, настоящий. Тем не менее, с радостью констатировал он, существуют такие феномены, как творчество Ефросинии Галкиной, которое продолжает традиции прошлого, традиции символической живописи. При этом есть и другой корень ее творчества – иконы. «Меня больше всего потрясли последние иконы Ефросинии. Я думал, что написать хорошую икону в восемьдесят пять лет невозможно. Нужны силы, превышающие обычные человеческие возможности. Но Ефросиния опровергла это мое мнение. У нее и картины, и особенно иконы – настоящие. Это несколько исторических пластов, заложенных в наш художественный генотип», – так завершил он свое выступление.

Ефросиния-Лариса Галкина поблагодарила собравшихся и всех, кто имел отношение к ее работе. Особую признательность она выразила своему другу, скульптору Леопольду Бляху, который на протяжении всех шестидесяти пяти лет их дружбы, в т.ч. и в самые тяжелые периоды жизни, поддерживал ее; а также о. Георгию Кочеткову -- вдохновителю выставки.

Затем профессор Александр Копировский провел первую экскурсию по ней. Представленная экспозиция делится на две части – живопись и иконопись. Часть картин написана до обращения художницы к Богу и Церкви, часть – после, своеобразным рубежом является картина «Предчувствие света».

Обращает на себя внимание одна из последних ее работ, картина «Мария и Елизавета». В ней показан особый образ единства – изображенные соединены не только объятием, но и общим духовным состоянием прозрения и внутреннего мира. Фигуры Марии и Елизаветы неподвижны, но в этой неподвижности есть внутренняя динамика и сила.

В середине экспозиции выставлено произведение, не принадлежащее кисти самой художницы: это ее портрет, написанный Анатолием Зверевым в 1981 году. Как вспоминает Ефросиния-Лариса о работе мастера: «Я даже не думала, что он напишет мой портрет. Я думала, что он не собирается ничего делать, он смотрел на меня, смотрел, потом раз – и изобразил за полчаса».

Иконописное творчество Ефросинии неразрывно связано с ее жизнью в Церкви, в братстве. По словам Александра Михайловича, первая икона Ефросинии-Ларисы «Спас Нерукотворный», написанная в 1988-89 гг., всех даже немного шокировала. «После картин, которые мы с вами уже видели – полуабстракция, полуимпрессионизм – вдруг появился традиционный, но непривычно яркий по цвету, с густыми мазками образ, – говорит он. – Потом мы решили, что новое и должно рождаться в необычной форме, необычном цвете, оно не может быть просто копией того, что уже известно. Настоящий художник не может начинать с копирования, с которого начинает ученик». Он напомнил, что раньше создание иконы Спаса Нерукотворного было экзаменом на зрелость иконописца, ведь на ней изображается только лик Спасителя – без деталей, за которыми можно было бы «спрятаться». Эта икона стала единственной иконой первой встречи-собора в г. Электроугли, на котором в 1990 году родилось Преображенское братство.

Впоследствии ее иконы стали более привычными по форме. Но среди них есть образы с редкой иконографией. Например, образ св. Софии Слуцкой, жившей в XVI-XVII вв., написан в манере, соответствующей более раннему времени, и поэтому он отличается от известных икон святой, похожих скорее на парсуну. Галина Серова, руководитель золотошвейной мастерской св. Софии Слуцкой, заказчица иконы, обратила внимание присутствующих на то, что святая София – защитница православия от униатства, член Слуцкого Преображенского Братства – изображена в красных одеждах, как мученица, что соответствует ее подвижнической жизни, хотя в строгом смысле слова мученицей она не была.

Также Александр Михайлович представил еще одну редкую икону – образ святителя Афанасия Великого, одного из отцов церкви (из собрания о. Георгия Кочеткова). Этот столп Православия, борец с ересью ариан, много пострадал от клеветы своих же братий – церковных служителей.

Во вторую половину экспозиции также вошли иконы Благовещения, Сретения, Преображения, святого Пантелеимона, Иоанна Предтечи, святой Татианы, святого Георгия Победоносца и святого Дмитрия Солунского и многие другие.

Нашла свое место на выставке и неоконченная картина художницы под названием «В узах» – работу над ней Ефросиния Пантелеймоновна надеется продолжить в ближайшее время.

По словам Александра Копировского, и с настоящей иконой, и с настоящей картиной у зрителя должна произойти личная встреча. Образ должен открыться каждому в своей глубине, хотя это не происходит сразу. Открытия, сделанные иконописцем и художницей Ефросинией-Ларисой Галкиной, не оставят равнодушными ни ценителей иконописи, ни поклонников живописи.

Выставка продолжит свою работу до 9 июня 2013 года. Приглашаем на нее всех желающих.

Справки по телефону 8 (968) 7645212.

Ефросиния-Лариса Галкина
Ефросиния-Лариса Галкина
Слово свящ. Георгия Кочеткова на открытии выставки
Слово свящ. Георгия Кочеткова на открытии выставки
Ефросиния-Лариса Галкина, Леопольд Исаакович Блях
Ефросиния-Лариса Галкина, Леопольд Исаакович Блях
Первая экскурсия
Первая экскурсия
У картины «Предчувствие света» (начало 1980-х гг.)
У картины «Предчувствие света» (начало 1980-х гг.)
«Мария и Елизавета», 2012 г.
«Мария и Елизавета», 2012 г.
Александр Копировский у иконы Спаса Нерукотворного (1988-1989 гг.)
Александр Копировский у иконы Спаса Нерукотворного (1988-1989 гг.)
Св. прав. София Слуцкая, 1995 г.
Св. прав. София Слуцкая, 1995 г.
Свт. Афанасий Александрийский, 2003-2007 гг.
Свт. Афанасий Александрийский, 2003-2007 гг.
Благовещение, начало 2000-х гг.
Благовещение, начало 2000-х гг.

Дарья Макеева


Фото Дмитрия Писарева, Александра Волкова

загрузить еще