Девятый час искупленья,
Последний вздох на кресте –
Да будет вам весть Воскресенья,
Вкусившие смерть во Христе!
М.В. Шик. «В Страстную седмицу».
Исповедник веры священник Михаил Шик был расстрелян на Бутовском полигоне в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1937 года.
В Малоярославце, в доме, где жил о. Михаил с семьей, он оборудовал потаенную церковь, в которой проходили богослужения на протяжении почти семи лет – с 1931 по 1937 год. Сюда приезжали духовные чада о. Михаила. Здесь ему сослужили близкие по духу священники. Здесь же о. Михаил был арестован в феврале 1937 года, когда при обыске домовая церковь была обнаружена. Домой он больше не вернулся.
На фасаде табличка «Здесь с 1931 по 1937 год жил православный священник Михаил Шик с супругой Натальей Дмитриевной и пятью детьми».
В доме кабинет о. Михаила – маленькая комнатка, которая во время литургии превращалась в алтарь. Мы молимся перед иконой «Распятие» из той самой потаенной церкви, которую бережно хранит семья Шиков-Шаховских.
Во время молитвы не оставляет ощущение, что все, с чем обращаемся в ней ко Господу, уже свершилось, и хочется воскликнуть «Христос Воскрес!». И словно в подтверждение этому вдруг над иконой появляется бабочка: сначала одна, затем вторая, третья…
В слове после окончания панихиды о. Андрей Лобашинский сказал, что мы понимаем, что святые люди пребывают с Господом, поэтому, возглашая «вечную память», в данном случае мы обращаемся, прежде всего, к нам самим. Нам важна память о людях подвижнической жизни, но она должна быть действенной: проявляться в наших делах, в отношении к людям, в жизни по совести, по вере.
В этот день помолиться вместе собрались внуки о. Михаила и близкие их семье люди, знавшие семью Шиков-Шаховских по Малоярославцу. Сегодня они взяли на себя труд по возрождению памяти подвижников веры, сосланных «на 101-й километр» и работают над созданием музейно-мемориального комплекса «101 км. Подвижники Малоярославца». Этот музей, по замыслу создателей, должен помочь современному человеку брать ответственность за происходящее вокруг, за свое отечество, помочь нашим современникам преодолеть болезнь российского сознания, выражающуюся во мнении, что «от нас ничего не зависит». В качестве лекарства предлагаются, в том числе, истории жизни людей, ни при каких обстоятельствах не снимавших с себя ответственности ни за свои поступки, ни за судьбу страны.
Сам о. Михаил Шик видел мученическую кончину исключительно как награду за подлинно христианскую жизнь и говорил, что он не понимает, «как можно жалеть человека за такое увенчание его пути… Ведь вынести жизнь так, чтобы попасть в ряд святых мучеников – удел немногих».
Ольга Борисова, Александра Буданова
Фото Марии Патрушевой
Справка
Священник Михаил Шик (1897 - 1937) – исповедник веры.
Родился 20 июля 1887 года в состоятельной еврейской семье (его отец был почетным гражданином Москвы, купцом 1-й гильдии). В 1905 году закончил 1-ю Московскую гимназию. Учился в Московском университете, затем прослушал курс философии во Франкфуртском университете. В 1912 году вернулся в Москву. Был членом историко-философского кружка, созданного его университетскими друзьями - братом и сестрой Вернадскими, сёстрами Шаховскими и другими. Владел древними языками – греческим, латинским, еврейским, и современными европейскими – польским, французским, немецким, английским.
С 1914-1918 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск.
В 1918 году принял Православие. Женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской.
В 1919-1920 годах был членом комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, учёным секретарём которой был о. Павел Флоренский. Также с 1919 по 1925 год преподавал историю в Педагогическом техникуме Сергиева Посада.
Рукоположен в дьяконы митрополитом Петром (Полянским) в 1925 году, и вскоре он был арестован «по делу митрополита Петра». Сослан в Среднюю Азию, г. Турткуль, где в 1927 году принял священнический сан.
Вернувшись из ссылки в начале 1928 года, он становится исполняющим обязанности настоятеля Воскресенско-Петропавловской церкви в г. Сергиев Посад, где в то время проживала семья о. Михаила.
В связи с начавшейся новой волной арестов семья уезжает из Сергиева Посада. Отец Михаил служит в различных храмах Москвы и Подмосковья, в том числе в храме свт. Николая на Маросейке, с общиной которого он тесно связан, и в храме свт. Николая у Соломенной Сторожки, который становится последним местом его официального служения. В 1931 году в связи с несогласием с политикой митр. Сергия (Страгородского) о. Михаил вместе с настоятелем храма о. Владимиром Амбарцумовым уходит за штат. И вскоре семья покупает дом в Малоярославце, где о.Михаил служит тайно в оборудованной в доме потаенной церкви. Сюда приезжают сослужить единомысленные с ним священники и духовные чада о. Михаила.
25 февраля 1937 года был арестован по «делу епископа Арсения (Жадановского)». 27 сентября 1937 был расстрелян на полигоне в Бутово.