Соборность и мученичество: мать Мария (Скобцова)

20 декабря 2013
Богословское осмысление мученичества особенно актуально для нас, наследников ХХ века, давшего Церкви неисчислимое количество новых святых

Заключается ли их новизна лишь в хронологии? В том, что они моложе мучеников первых веков христианской истории? Есть ли в опыте тех, кто пострадал в наше время за Христа, за веру в Бога и человека, новое слово, обращенное к христианам ХХI века, в том числе и новое осмысление мученичества? Как соотносятся соборность и мученичество?  Можем ли мы, например, мученическую гибель м. Марии рассматривать в экклезиологическом аспекте?

Мы знаем значение греческого слово μάρτυς – свидетель. В церковном предании это наименование относится исключительно к тем, кто свидетельствует своей кровью. Мученик – свидетель, призванный через собственную гибель явить другому веру в Христово Воскресение. В самом понятии свидетеля есть соборный аспект. Как смысл страданий Христа -- в собирании многих, в созидании нового народа Божьего, в прощении, так и смысл всякого христианского мученичества – в свидетельстве, т.е. слове (которое в данном случае является делом), обращенном к другому.

М. Мария один из лучших этому примеров. Она, как и многие религиозные мыслители не только русского зарубежья, но и тех, кто остался на родной земле и прошел горнило страданий, размышляла о соборности и мученичестве. «Православный человек не одинок, –  писала она в статье, –  и  не в уединении проходит путь спасения, а является членом Тела Христова, разделяет судьбу своих братьев во Христе, оправдывается праведниками и несет ответственность за грехи грешников. Православная церковь – это не одинокое стояние перед Богом, а соборность, связывающая всех узами Христовой и взаимной любви» [1]. «Соборным началом»[2] она называла пронизывающее ощущением общности всех со всеми.

Это ощущение м. Мария пытается выразить в одном из переработанных ею древних житий «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер». Это рассказ о дружбе во Христе. С самого начала она описывает отношения двух друзей как истинно христианские и церковные: «были они единомысленны и согласны во всем, как бы единым духом в двух телах обитая»[3]. Дружба Саприкия и Никифора была такова, что даже ради шутки не могли они поссориться. Так проходят многие годы в полном взаимном согласии и понимании, даже разница в социальном статусе (Саприкий – пресвитер, Никифор – плотник) не нарушает их великой дружбы. Но диавол, «отец вражды», через необоснованное подозрение сеет рознь сначала в сердце Никифора, а затем и его друга Саприкия. Когда же наступает пора гонений, Саприкий как христианский пресвитер подвергается мучениям и идет на казнь. По дороге он встречает бывшего друга, который бросается к Саприкию со мольбой о прощении, вызывающей у пресвитера новый приступ ярости и вражды. В результате Саприкий «ослабевает» в мученическом подвиге.

М. Мария показывает, что между отношением к ближнему и Богу – прямая связь. Земная вражда «опутывает» человека и не дает освобождения даже в вечной жизни. Во время мучений Саприкий «ни разу не усомнился во Христе своем», но после того, как отказывается простить друга, он забывает куда и зачем его ведут. Потеря памяти и мужества приводит к тому, что пресвитер умоляет палачей позволить ему принести жертву идолам. Тем самым Саприкий теряет мученический венец. Главный соборный акцент жития м. Марии заключается в причине подвига Никифора, замещающего ослабевшего в мученическом подвиге друга. Цель жертвоприношения мученика Никифора – «смертью не только себе сплести венец Царства, но и искупить слабодушие друга своего».

Если вспомнить о гибели самой м. Марии, то нам известно три ее версии: первая – она сожжена в газовой камере в одном ряду с другими узницами Равенсбрюка, вторая – добровольно приняла смерть за другую женщину, а третья версия, которую разделял, например, митр. Сурожский Антоний, заключается в том, что м. Мария умерла вместе с другой женщиной для того, чтобы показать ей, бьющейся в истерике от страха, что смерти нет. Такой пример мученичества созвучен подвигу Никифора в житии м. Марии, являющему подлинное соборное единение с отпавшим, и дающего надежду, что его друг будет в вечности с ним и со Христом. В этом новое завещание мучеников ХХ века.

Лидия Крошкина


Информационная служба Преображенского братства

[1] Мать Мария. Елизавета Кузьмина-Караваева. Вторая евангельская заповедь // Жатва Духа. СПБ., 2004. С.367.

[2] Там же.

[3] Цитаты из жития «Мученик Никифор и его друг Саприкий-пресвитер» приводятся по изданию: Мать Мария. Елизавета Кузьмина-Караваева. Жатва Духа. СПБ., 2004. С. 25-30. Цитаты из жития свт. Димитрия (Ростовского) приводятся по изданию: ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского в 12-ти т. Барнаул, 2003-2004.

загрузить еще