Чего можно ждать от епархиальных секретарей, берущих на себя роль архиереев.
Январь и февраль текущего года были богатыми на общезначимые церковные события: Поместный собор РПЦ и избрание патриарха заняли верхние позиции в лентах не только церковных, но и светских новостей. В свете этого небольшое происшествие, случившееся в конце февраля на православной выставке в Омске, не может не показаться событием местного масштаба, имеющим какое-то значение лишь для узкого круга лиц – его непосредственных и косвенных участников. Однако явления, которые, так или иначе, вскрылись в нём, на наш взгляд, носят системный характер и имеют прямое отношение к современной церковной жизни в целом.
Что же, собственно, произошло?
В Омске, вслед за многими другими городами, состоялась вторая (после большого успеха первой, проведённой на Троицу 2008 г.) международная православная выставка-ярмарка «Сильвестр Омский – свет земли сибирской». К сожалению, на ней не обошлось без весьма некрасивой истории. Один из постоянных участников православных выставок в разных регионах России, награжденный многими дипломами – Свято-Филаретовский институт (СФИ) – к участию в омской выставке допущен не был. Митрополит Омский и Тарский Феодосий был введён в заблуждение сотрудниками епархиального управления и не дал благословения на размещение стенда СФИ. Когда же члены выставочной группы института всё же прибыли в Омск, встретились с владыкой и в личной беседе, разрешив все недоразумения, получили благословение (1), сотрудники епархии во главе с епархиальным секретарём прот. Михаилом Вивчаром, невзирая на прямое распоряжение архиерея, устроили им настоящую обструкцию и под угрозой скандала вынудили их прекратить своё участие в выставке.
Ситуация, сложившаяся в Омске, не единственная и не уникальная. Ничего нового в ней нет, просто болезненность проблемы отношения архиереев и их ближайших помощников в последние годы значительно обострилась. Не в одной епархии существует аналогичная схема: епархиальный секретарь (или другой крупный епархиальный чиновник) открыто и беззастенчиво продавливает свою линию независимо от мнения владыки, особенно если владыка не очень молод или не очень опытен и решителен. И часто эта линия оказывается в русле душеновской «Руси православной» (а то и круче). Например, в 2003 году в г. Бийске на Алтае после отлучения паломников от причастия за принадлежность к общине священника Георгия Кочеткова (!), отлучивший священник на недоумение «Но ведь о. Георгий постоянно сослужит митрополиту, члену Священного синода!» ответил: «Ну и что? Мы знаем, кто наши архиереи».
Хорошо известно, что бывший епископ Диомид начинал именно с безоговорочного доверия к своему окружению, которое, прежде всего, ответственно за «диомидовщину». Это окружение и теперь продолжает «войны местного значения» – прежде всего против приехавших в Чукотскую епархию представителей Миссионерского отдела. В «диомидовской» прессе обычны подобные цитаты: «общаться со священниками, взламывающими храмы, орущими, курящими и ругающимися, никто не хочет (2)». Знакомый сюжет: и в Омске «группа поддержки» о. Михаила Вивчара встречала все ссылки на официальные церковные документы и лицензии злобным шипением: «знаем мы, что это за авторитеты! Нечего о них и говорить!»
Православные выставки, регулярно проходящие в последние годы в разных городах и регионах России, помогают решать важнейшие и насущные духовные задачи. Очевидной и, наверное, первоочередной является задача духовно-просветительская. Несмотря на все, казалось бы, современные возможности, недостаток качественной духовной литературы крайне велик. В обеих столицах ещё можно, хотя тоже не без усилий, что-то найти. В регионах же ситуация гораздо сложнее. Так, на выставке в Кургане люди, не имея иногда возможности купить всё желаемое, приходили каждый день на стенд СФИ, чтобы прямо там что-то прочитать или хотя бы пролистать.
Но не только свою первоочередную задачу, задачу духовно-просветительскую, помогают решать православные выставки. Другой, не менее важной, является задача выявления и практического осуществления соборности – та задача, о которой много говорилось на прошедшем Поместном соборе. Выставки – это на сегодняшний день одно из важнейших (в региональном и даже общероссийском масштабе) мест возможной встречи живых, не ангажированных, всерьез думающих о благе Церкви людей. Но эти живые ростки соборности очень уязвимы. Их легко может растоптать то агрессивное сектантство, которое выражается в полном неприятии здорового разнообразия церковной жизни и традиции. Сектантский дух (носители которого как раз сами очень любят навешивать ярлык «сектант» на всех не понравившихся им окружающих, действуя по принципу «надо громче кричать «держи вора!») разрушителен для церковной жизни. Он разрушает основные принципы церковного общения – открытость, доверие, любовь, свободу, рождая вместо них закрытость, замкнутость на себя, недоверие, враждебность, «партийную» дисциплину, разделяющую всех на «своих» и «чужих».
В прошедший год в связи с самыми разными проблемами не один раз поднимался вопрос о единстве церкви. Не снят этот вопрос с повестки дня и сегодня. От того, как будет осуществляться единение – путём ли компромиссов и потворства сектантским группировкам в церкви, узурпировавшим себе право судить о православности всех остальных, или путём духовного просвещения, открытого, спокойного, соборного обсуждения в церкви насущных проблем, использованием уже накопленного положительного миссионерского, просветительского и др. опыта – реально будет зависеть судьба церкви.
(1) В разговоре с владыкой выяснилось, что он является постоянным и внимательным читателем газеты «Кифа», издаваемой при содействии СФИ. Это в корне поменяло его отношение к участию института в выставке. Он прямо обратился к секретарю епархии с такими словами: «Видишь, они "Кифу" издают! Какие же с ними проблемы?»
(2) Эта клевета была распространена против архиеп. Хабаровского Марка (Тужикова) и иером. Агафангела (Белых), прибывших в прошлом году на Чукотку, чтобы принять дела в епархии запрещенного еп. Диомида.