Сергей Аверинцев и Джузеппе Досетти: благословенная сложность христианства

В Свято-Петровском братстве на встрече с друзьями из АКЛИ вспоминали духовных учителей

19 августа, в праздник Преображения Господня,  в культурно-просветительском центре «Покровский остров» прошла встреча Свято-Петровского малого православного братства с друзьями из Ассоциации трудящихся христиан Италии (АКЛИ). Одним из плодов этой христианской дружбы, длящейся уже более двадцати лет, стала изданная Преображенским братством книга «Современные пути святости. Наши духовные учителя», рассказывающая о духовном опыте людей, дорогих итальянскому и русскому сердцам.

Прошедшая встреча была посвящена не обсуждению книги целиком, а лишь поводом еще раз вспомнить и оживить опыт двух ее героев – Сергея Сергеевича Аверинцева и отца Джузеппе Доссетти. Выбор пал именно на этих людей, т.к. они смогли стать выдающимися христианами, действительно открывшими новые пути святости, а значит, их опыт жизни в таком непростом ХХ веке интересен и значим для нас в ХХI. К тому же многие из участников встречи знали Сергея Сергеевича и отца Джузеппе лично, поэтому имели дерзновение и вдохновение свидетельствовать.

Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства, пересказала следующую историю, услышанную от Ольги Александровны Седаковой и много говорящую о Сергее Сергеевиче Аверинцеве. Однажды Ольга Александровна стояла вместе с Аверинцевым в центре Москвы, они обсуждали византийскую литературу. И вдруг Сергей Сергеевич обернулся на проходящих мимо людей и воскликнул: «Мне так хочется им всем об этом рассказать!» Он не был замкнут в собственном мире учености, но был настоящим просветителем.

В 1970-е годы у людей проснулась жажда веры, но почти некому было отвечать на духовные запросы людей. Таким человеком оказался Аверинцев. Читая в Московском или Петербургском университете лекции по античности, Византии и т.д., по сути, он говорил слово о вере. Многие люди через него открыли христианство.

Аверинцев рано осознал личную ответственность за общество. Еще в юности, выбирая профессию, он уже противостоял общему потоку. Большинство увлекалось техническими и естественными науками - он поступил на факультет классической филологии и обосновал свой выбор так: «Если в лодке все будут собраны на одном конце, то она перевернется». Быть ученым – одно из призваний Сергея Сергеевича, обладавшего колоссальным объемом знаний. Специалист по античной, европейской литературе, русской поэзии, он чувствовал свою причастность к мировой культуре, но не так, как ее понимает культура постмодернизма. Аверинцев горячо говорил, что постмодернизм предполагает отношение к культуре как к мозаике, где можно все со всем сочетать, кусочки одних культур и цивилизаций с другими. Для него культура – это скорее вхождение сына в наследство отца.

В ХХ веке доверие к разуму было подорвано, большее внимание стало уделяться подсознательным, иррациональным силам, действующим на человека. Аверинцеву удалось снова явить красоту, ясность, богосообразность разума, т.к. он был не только философом, филологом, но и христианином. Крестился он осознанно, выбирая христианство за его «благословенную сложность». Многие на встрече вспоминали Сергея Сергеевича как человека очень живого, деликатного и скромного. Один из участников вспомнил историю, как однажды Сергей Сергеевич прочитал особенно сложную лекцию, а в конце к нему подошел мальчик и сказал: «Какая хорошая была проповедь!». Аверинцев ответил: «Молодец! Именно ты меня правильно понял».

Филолог Григорий Волненко отметил, что встреча со словом Аверинцева рождает радость узнавания, помогает человеку утешиться, обрести себя и некую полноту, расширяет ум и даже меняет жизнь. Недаром многие называли его благовестником.

Об отце Джузеппе Доссетти с большим вдохновением рассказывал Джованни Бьянки, долгое время возглавлявший национальное движение АКЛИ. Джованни отметил, что у о. Джузеппе была странная и интересная судьба: он приобрел известность во многом благодаря рвению критиков, а не поддержке его друзей и почитателей. А сегодня Доссетти – важнейший деятель итальянской культуры и церкви – к сожалению, практически забыт. Но, несмотря на это, его деятельность до сих пор приносит плоды. 

Именно благодаря Доссетти, утверждавшему, что нужно «мыслить политически», были внесены важные положения в итальянскую конституцию, вступившую в силу в 1948 году. «Если фашизм ставит интересы государства выше интересов личности, то мы полагаем, что антифашизм ставит интересы личности выше интересов государства», - сформулировал о. Джузеппе свою главную мысль. Таким образом, он нашел общее основание, общую мысль, которую приняли различные силы - и культурные, и церковные, и светские. Так произошел перелом, и родилась конституция, которая носит персоналистический характер. Еще Доссетти говорил: «Государство не дает права, а признает их», имея в виду, что они уже дарованы человеку Богом. 

В 1956 году Доссетти уходит в отставку, пробыв политиком семь лет, два из которых партизаном. Но он ушел не из-за того, что разочаровался в своих идеях, а потому что понимал, что общество еще не готово к тем реформам, которые он готовил. Ушел, чтобы работать с людьми в общинах, взращивать политическое сознание.

Историки, изучающие труды Доссетти, часто делят его биографию на два периода: Доссетти – монах и Доссетти – политик. Джованни Бьянки отметил, что не совсем согласен с таким делением. По его мнению, у о. Джузеппе было одно призвание, которое проявлялось и в политической, и в монашеской жизни, т.к. сам Доссетти был убежден, что ответственность верующего во Христа по отношению к истории выражается в его служении всем людям как в светской области, так и в церковной. Интересно, что трактуя евангельскую историю о Марии и Марфе, он был на стороне последней. Мария созерцает, Марфа активна. А христианство – это всегда действие, по мнению Доссетти. 

Именно поэтому, завершив политическую деятельность, о. Джузеппе основал общину «Piccola Annunziata» и монастырь в Monte Sole. Это место, где произошла историческая трагедия: в 1944 году несколько немецких отрядов убили около 800 человек. Монастырь продолжает жить активной жизнью: принимать приезжающих, проводить обучение и хранить молитву.

Вот это чувство ответственности за себя, за ближнего, за Церковь в этом мире, жажда действия и просвещения (без всякого саможаления), пожалуй, и объединяют христиан святой жизни Сергея Сергеевича Аверинцева и о. Джузеппе Доссетти.

Анна Каргалова


Фото Сергея Туманова

загрузить еще